пятница, 1 февраля 2013 г.

С этого года все регионы обязаны работать над улучшением инвестклимата

Напомню, что в Республике Коми рабочей группой при Комитете информатизации и связи Республики Коми при методическом участии Управления государственной гражданской службы развернута система организации интернет-взаимодействия общественности, власти и бизнеса.

Взаимодействие общественности и власти - компетенция Общественной палаты Республики Коми. Инициативная группа наиболее активных инетрнет-членов палаты в системе уже зарегистрировалась и от их активности зависит дальнейшее развития направления (в том числе и вовлечение в интернет-диалог участников Общественных советов при органах государственной власти). С меня в большей степени техническое сопровождение и организация взаимодействия с общественным советом, в который буду включен в качестве представителя Кадрового резерва Республики Коми.

Незакрытым остается вопрос организации взаимоотношения с бизнесом:

Система оптимально подходит для организации работ по внедрению Стандарта инвестиционной привлекательности региона и создания благоприятных условий для развития бизнеса, разработанного Агентством стратегических инициатив по поручению Президента России.

Вчера генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин в прямом эфире ответил на вопросы пользователей социальных сетей.

Задал вопрос:
Андрей Бурдаев (Facebook, twitter): «Стоит ли ждать нормативного акта, обязывающего обеспечить тиражирование инвестиционного стандарта?»

Андрей Никитин: «На сегодняшний день такой нормативный акт есть. Называется он «Указ Президента о показателях эффективности деятельности региональных органов власти». И в этих показателях прописаны требования стандарта, в том числе. Кстати, наверное, главное, что есть в этом Указе – впервые у губернаторов в качестве оценки показателей их деятельности появилось мнение предпринимателей об инвестклимате в регионе. То есть, не только сами губернаторы готовят какие-то цифры и их доказывают, еще и предприниматели должны будут сказать: реально что-то поменялось в регионе или нет. Такой нормативный акт есть, и с этого года все регионы обязаны работать над улучшением инвестклимата.

Единственное, что я бы не хотел - чтобы кто-то воспринимал Стандарт как догму. Разные регионы есть: есть Чукотка, а есть Московская область. И мы стандарт старались писать так, чтобы его можно было исполнить по-разному. Важно не то, создал ли ты агентство развития или индустриальный парк, важно то, какие услуги ты предпринимателю оказываешь.

А как ты их оказываешь: путем создания каких-то структур, или у вас маленькая администрация, вы просто лично им помогаете – это не важно. Важно, чтобы набор услуг был. Поэтому Стандарт – не закон, и не нужно, чтобы он был законом, пусть он живет и развивается. Вот это очень важно».

***



- Кстати, Пермский край активно привлекает инвесторов, предлагая им готовые инвестиционные площадки. Что мешает республике Коми делать то же самое?


- Мешает то, что зачастую инвесторы приходят без сопровождения, без нормальной подготовки. Обычно это происходит так: приезжает представитель инвестора, его тепло встречают. Банкет-фуршет, объявление об инвестиционных намерениях, в лучшем случае подписывается инвестиционный меморандум. Дальше потенциальный инвестор вступает в стадию прединвестиционной подготовки, то есть ему необходимо подготовить обоснование инвестиции.


- И тут начинаются сложности?


- Уже на этом этапе и появляются сложности. Наши республиканские потенциальные исполнители работ не стремятся раскрывать информацию, в том числе и в интернете. То есть инвестору обсчитать свои предполагаемые затраты сегодня довольно сложно. Он обычно знает свою часть: сколько будет стоить оборудование, технология. Но сколько будет стоить сама подготовка площадки под инвестиции, во что обойдется строительство, ему просчитать довольно сложно. Это все зависит от расценок на данные виды услуг. У московского правительства есть шикарный документ. В формате A2 расписана полная схема жизненного цикла инвестиционного проекта по Москве. От подачи заявки на выделение земельного участка до ввода в эксплуатацию и получения свидетельства на право собственности. Там все понятно. В принципе, если бы такая методичка была разработана на уровне республики, это бы на порядок упростило жизнь инвесторам.


- Сейчас ведется разработка такого же шикарного, как вы говорите, документа по республике?


- Не в курсе, но скорее всего, должна начаться. Раз уж у главы появился отдельный заместитель, который будет заниматься именно инвестиционными вопросами, надеюсь, что этот вопрос с места сдвинется.


- Вы можете вспомнить самого серьезного инвестора, который вложил деньги в Коми и не пожалел об этом?


- Серьезно отработала компания «Монди СЛПК». В сентябре они запустят проект «Степ», работала очень серьезная команда на очень высоком уровне, он даже выше общероссийского. Этот проект не заканчивается, он будет жить дальше. Опять же Сыктывкарский ЛПК запускает свой отдельный проект по лесозаготовке «Новый взгляд», там тоже собрана очень профессиональная команда. Вообще, что касается инвесторов, у меня есть любимая поговорка, что россияне очень любят инвесторов, но постоянно путают их со спонсорами.


- Инвесторы прежде всего свою выгоду ищут?


- Так точно. Инвестор должен получить свои деньги обратно с прибылью. Когда инвестор приезжает в район с уже готовым бизнес-планом страниц на 100 и с красивыми картинками, его зачастую воспринимают как благодетеля. Ему говорят: вот ваше поле, здесь вы можете строить, но одно маленькое условие – закажите межевание. И тут начинается эпопея. После межевания оказывается, что надо поставить земельный участок на кадастровый учет. Потом появляются представители Роспотребнадзора, заявляют, что участок не вписывается в санитарно-гигиенические нормы. И процесс начинается заново. Затянуться это может на год и два, а инвестору надо отчитываться перед акционерами и финансистами.


- То есть бизнес, вроде бы, и готов, но инфраструктурные сложности региона отбивают всё желание вкладывать деньги?


- Вопрос в инфраструктурных площадках. Ряд регионов России уже представляет готовые инвестиционные площадки на обозрение инвесторов. В Коми есть каталог инвестиционных проектов, но каталога инвестиционных площадок я пока не встречал. Плюс в регионе работает служба «одного окна». То есть за инвестором закрепляется определенный менеджер, который помогает пинками или добрым словом ускорить процесс.


- Такое ощущение, что регион сам не заинтересован, раз не созданы условия…


- Регион-то как раз очень заинтересован, и надеюсь, что условия будут созданы. Тут недостаточно презентаций и красивых каталогов. Необходимо предъявить потенциальному инвестору готовый алгоритм действий: от подачи заявки до введения в эксплуатацию. Плюс не помешала бы единая база данных по расценкам на определенные виды работ, чтобы он уже подсчитал свои затраты, не прибегая к неформальным источникам информации.


- Расчет на заинтересованность инвестора?


- Да, что он все переживет, все сам сделает, введет в эксплуатацию и станет платить налоги в республиканский бюджет. Пока дело обстоит именно так. И инвесторов встречают очень тепло, очень душевно, им все нравится, но хотелось бы, чтобы это все перешло в практическое русло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий