вторник, 15 февраля 2011 г.

Альбина Власова: Мы сможем полноценно наполнять портал, переводить услуги на предоставление в электронном виде

Почти год назад — в мае 2010-го — в республике начал работу Портал государственных и муниципальных услуг. Он постепенно пополнялся информацией. И вот какая цифра: за все это время специалисты насчитали около 5 тысяч посетителей. То есть, по сути, портал, призванный упростить взаимоотношения жителей региона с госструктурами, был мало кому известен и мало кем востребован. И тому, как утверждают специалисты, есть причины. На днях обновленный портал был представлен общественности, сегодня — Главе республики. На ближайший месяц он запущен в «опытно-промышленную эксплуатацию». Какие перспективы у ресурса — об этом интервью с начальником Управления государственной гражданской службы Республики Коми Альбиной Власовой и референтом Главы республики Александром Селютиным. 



- Альбина Проталионовна, что изменилось, почему появилась необходимость создать новый ресурс?
- По мере того, как мы стали работать с порталом, с его наполнением, мы поняли, что версия, на основе которой сформирован портал госуслуг Республики Коми, оказалась достаточно сырой, и в ней отсутствовали важные технологические элементы, без которых невозможно полноценно перевести услуги на предоставление в электронном виде от начала до конца, т.е. от заявления гражданина до результата услуги. Исходя из этого, было принято решение, что если мы не проведем работу по модернизации портала, мы не сможем двигаться дальше. Конечно, то, что сделано - это не полный объем, эта работа и дальше будет продолжаться, но на сегодняшний день создан базис. Мы сможем полноценно наполнять портал, переводить услуги на предоставление в электронном виде. На самом деле, при открытии портала было всего 60 услуг, на сегодняшний день более 200. Наполнение идет по всем услугам, которые оказываются органами власти независимо от уровня — органы республиканского значения или органы местного самоуправления. До 1 июля 2011 года информация обо всех услугах, которые оказываются на территории субъектов РФ, должна быть. Эту задачу мы должны выполнить.

- То есть должно быть 100-процентное информационное наполнение. Вы сегодня говорили, что серьезная проблема — это что муниципалитеты еще не подключились... Я вас правильно поняла?
- Здесь проблемы никакой нет. Это просто большая задача, которая стоит перед органами местного самоуправления. Подготовительные работы уже проведены огромные. Мы тотально во всех 20 органах местного самоуправления — для специалистов, которые будут заниматься этими работами - провели обучающие семинары, мы научили их, как вводить информацию на портал государственных и муниципальных услуг. Они сегодня уже четко понимают, что такое административный регламент, и, более того, работа по разработке административных регламентов ведется уже во всех муниципалитетах. Разработаны типовые регламенты, которые они сейчас адаптируют на свои МО. И у нас есть полная уверенность, что до 1 июля муниципалитеты с поставленной задачей справятся. Конечно, им надо будет еще много помогать.

- А насколько сейчас заполнен портал?
- Органами исполнительной власти на 70 процентов внесена информация, остальные 30 они будут вносить до 1 июля. Муниципальным образованиям предстоит внести еще более 90 процентов информации. Информация по 87 услугам — это услуги муниципальные из 243. Мы пилотно и «точечно» отработали многие услуги на пяти городах. Это Сыктывкар, Ухта, Воркута, Усинск и Печора. Уровень подготовки специалистов там несколько выше, и уровень готовности проводить эти работы тоже несколько выше. А потом — невозможно объять необъятное. Вот сегодня мы на 5 муниципалитетах отработали. Сейчас мы постараемся, чтобы остальные муниципальные образования сделали это на примере своих коллег (не московских, не питерских) — на нашем местном опыте. Кроме того, районы могут адаптировать у себя те регламенты, которые отработаны в этих городах.

- Вы Инту не назвали...
- Пока не ставили им такую задачу. Но Инта очень активно ведет разработку административных регламентов.

- Расскажите мне как потребителю, который зашел на портал, что я могу с этим порталом сделать, какие услуги получить?
- Я предлагаю Александру Васильевичу ответить...

А.Селютин:
- Раньше вам надо было прийти в министерство узнавать. Они бы сказали: «Это вам в агентство», в агентстве вам говорят: «Приходите послезавтра — тогда принимает вот этот человек», потом вы бы пришли, а вам сказали, что нужны какие-то документы. На текущий момент вы этот подготовительный этап уже можете сделать, не выходя из дома. А что касается того, когда вы сможете получать услуги в полном объеме, мы на портале в ближайшее время опубликуем график перевода услуг в электронный вид.

А.Власова:
- Есть федеральный портал gosuslugi.ru, и есть республиканский. Раньше это были 2 самостоятельных ресурса. Если, например, я работаю на республиканском портале и захотела узнать что-то с федерального, мне надо было дополнительно зайти на федеральный портал. Сегодня я захожу на республиканский портал — и через него на все другие информационные ресурсы, в частности, и на федеральный портал. Если я собралась из Коми в какой-то другой регион, я могу весь маршрут смоделировать, сидя за компьютером дома.

-Это «полезные сервисы»?
- Да. Там федеральный портал государственных услуг, интернет-портал Республики Коми, сайты государственных органов республики и органов местного самоуправления, иные информационные ресурсы...

- Я перед интервью провела небольшой опрос среди знакомых: знаете ли вы, что есть некий портал. Ни один...

А.Селютин:
- Да, ни один человек не знает... Понятно, что 5 тысяч человек недостаточно для того, чтобы говорить, что ресурс популярен. Он действительно не популярен — из-за того, что никто не занимался его полноценной популяризацией.
А.Власова:
- Мы, безусловно, об этом знаем. И уже продумываем. Сегодня, после прозвучавшего конкретного поручения, мы четко распишем комплекс мероприятий, направленных на пропаганду, на информирование. То есть мы этой работой будем заниматься. Еще очень важно понимать, почему мы раньше этого не делали. Не было полноценной наполняемости портала. То есть нужна была эта подготовительная работа. Сегодня есть все условия, чтобы активно пропагандировать Портал.

- Из этих 5 тысяч посетителей есть статистика: кто обратился и получил услугу?
А.Селютин:
- Не было услуг в полном объеме. Это был информационный портал, где можно было получить сведения, куда обратиться за получением услуги. То есть можно было зайти и почитать. Это был справочник.

А.Власова:
- Сегодня переходим в новый формат, но, опять же, не по всем услугам — мы начали с семи региональных услуг. Кстати, один из первых регионов РФ, который к этой работе приступил.
- Сейчас меняется методика оценки уровня внедрения «электронного правительства» - что это значит? Как вы будете работать?
А.Селютин:
- В настоящее время она еще не внедряется, а только разрабатывается. Раньше был рейтинг готовности инфраструктуры к «электронному правительству», и оценивался он, действительно, по количеству опубликованных услуг и по количеству инфоматов. Сейчас рейтинг — это количество обратившихся за получением услуги, количество получивших услугу. Но сейчас даже на федеральном уровне не определено, что является фактом получения услуги — конкретная это выписка или информация о том, где услугу можно получить... Как только будет четкий рейтинг, четкая методика, как только нам ее спустят...

А.Власова:
- Несмотря на то, что эти методики еще разрабатываются, мы в республике мониторинг качества и доступности предоставления государственных услуг ведем с прошлого года. Разработана методика мониторинга. Мы ее в тестовом режиме в прошлом году опробовали. С этого года все органы власти будут вести внутренний мониторинг. Более того, определенные республиканские структуры будут вести внешний мониторинг. Пока мы будем мониторить исполнение сроков по услуге, чтобы ни один орган исполнительной власти не запрашивал лишние документы у заявителя.

- Альбина Проталионовна, сегодня еще из уст Главы республики прозвучал такой вопрос: а как быть с носителями коми языка?
- Закон «О государственных языках Республики Коми»: седьмая статья говорит о том, что делопроизводство в органах государственной власти и местного самоуправления ведется на русском языке. Поскольку на портале будут размещаться официальные формы документов — они должны быть на русском языке. Но, безусловно, если поступит заявление от гражданина на коми языке, оно будет рассмотрено. И я бы расценивала так: если заявление на коми языке, то и ответ должен быть на коми. Мы сегодня получили поручение Главы Коми: предусмотреть возможность предоставления наиболее массовых, социально значимых услуг и на коми языке. Кроме того, центры телефонного обслуживания, которые у нас будут развиваться, службы одного окна, которые с февраля начнем открывать в муниципальных образованиях — мы ориентируем на то, что в каждой из этих служб должен быть специалист, который владеет в совершенстве коми языком, который сможет и рассмотреть заявление на коми языке, дать ответ на коми языке и проконсультировать гражданина на том языке, на котором он обратился.

2 комментария:

  1. Спасибо! В помощь:

    Мировой опыт развития электронного правительства (занятная лекция) http://gridnev.info/myfiles/mirop2/index.html

    ОтветитьУдалить
  2. Иван Бегтин:

    Самая значительная и самая популярная проблема интернета - это открытые данные, а для России - проблема состоит в том, что об этом никто ничего не знает. Открытые данные - это способ предоставления государственной информации в той форме, когда граждане самостоятельно на ее основе могут проводить ее анализ и делать свои специальные проекты, показывающие эту информацию таким образом, что государство становится подотчетным гражданам.
    В мире это сейчас одна из ключевых тенденций. В частности, Всемирный банк, Организация Объединенных Наций, Организация экономического сотрудничества, ОЭСР - все эти структуры запускают сейчас специальные проекты по публикации открытых данных и по вовлечению граждан в их активное использование. Точно так же такие проекты существуют в Соединенных Штатах Америки, во всех странах Европейского Союза и в значительном количестве стран, входящих в список развитых.
    У нас главная сложность состоит в том, что у нас нет необходимого понимания того, что это означает. У нас об этом не знают, в том числе, и первые лица государства. Они говорят про всякие электронные госуслуги, они рассказывают про то, как мы бороздим просторы информатизации, цифровизации информационного общества во время, как все это прошлый век. Наше отставание сейчас в этой теме составляет уже не 10-20 лет, а лет 50.
    Здесь важно понимать, что электронное государство - это то, что делается не для граждан, а это то, что делается гражданами. Государство перестает быть создателем информационных систем и становится структурной основой. Вместо того, чтобы создавать те или иные продукты, которые делаются исключительно для информирования, государство открывает информацию в той форме, когда любой гражданин, любая коммерческая компания может сделать это самостоятельно. Например, российское статистическое агентство не само создает какие-либо системы по визуализации этих данных, а когда оно предоставляет всю эту информацию коммерческим компаниям таким, как Яндекс, Рамблер, Мэйл.ру, и граждане на основе этой информации могут создать то, что будет общественным благом для других. Поэтому главное - это начать раскрывать информацию в форме, пригодной для повторного использования. Это то, что в Европе называется Public Information . Это означает, что любая государственная информация имеет ценность не когда она раскрывается, а когда она начинает использоваться. Это значит, что если государство опубликует свой бюджет, то его ценность возникает не тогда, когда оно его опубликовало, а тогда, когда его загрузили в Exel и начали его анализировать. Наши чиновники этого не понимают. Кто-то не понимает этого, поскольку просто не знает этого явления, а кто-то не понимает в худшем смысле этого слова, поскольку всячески препятствует этому.

    http://www.kreml.org/opinions/267761741

    ОтветитьУдалить