суббота, 18 февраля 2012 г.

Владимир Теребихин:«Обновление механизмов демократии»

«Обновление механизмов демократии»: предложения эксперта по реализации в Республике Коми идей программной статьи В.В. Путина


В федеральных и региональных СМИ, на различных дискуссионных площадках, в том числе и в Республике Коми, активно обсуждается авторская статья «Демократия и качество государства» одного из 5 кандидатов в Президенты РФ - лидера «избирательного президентского состязания» (судя по данным всех социологических опросов), Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

Мы публикуем «Без купюр» статью эксперта Общественной палаты РК, кандидата философских наук, заслуженного работника Республики Коми, политолога Владимира Теребихина, в которой автор формулирует конкретные предложения по практической реализации в Республике Коми некоторых идей изложенных в четвертой статье В.В. Путина. 


«Обновление механизмов демократии»: предложения эксперта по реализации в Республике Коми некоторых идей авторской статьи В.В. Путина

Актуальность практической реализации конструктивных идей по «обновлению механизмов демократии» изложенных в статье В.В. Путина, в которой он предлагает «новый современный подход к развитию государственности и демократии в условиях цифрового мира» для Республики Коми, имеет многомерные причины. 

Несмотря на то, что в республике в последние годы осуществлен ряд позитивно оцениваемых экспертным сообществом мер в сфере публичной политики, (прежде всего, это касается, развития форм взаимодействия Главы региона с Общественной палатой республики, общественными объединениями, СМИ, с различными категориями населения, в том числе, и возрождение традиции личного приема граждан высшим должностным лицом республики, принятия Правительством республики постановления «Об утверждении региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Коми на 2011 – 2013 годы», проведения IV Гражданского форума и медиафорума с личным участием Главы РК, проектирование муниципальных «гайд-парков», Общественного телевидения, работа с «блогосферой» и социальными сетями и целого ряда других мер), она, далеко не в полной мере соответствует современным качественным, демократичным критериям политического управления, не приобрела черты системности. 

В республике не сформирована целостная нормативно-правовая основа демократической публичной политики, не создана система необходимых региональных законодательных и муниципальных нормативных актов, регулирующих межсекторные взаимоотношения. Отсутствуют концепции демократической модернизации политического управления, политики в сфере развития общественных отношений, государственной информационной политики, политики защиты прав и свобод граждан, политики «обогащения общественного мнения», формирования демократической политической культуры граждан и соответствующие целевые республиканские программы. 

Да и в целом, политическая сфера региона, (как и социальная), пока не имеет системного, научного концептуального (институционально и законодательно оформленного) обеспечения, в отличие от экономической сферы, в которой приняты или находятся в стадии принятия концепции целого ряда политик. Говоря о значении концептуального «оснащения», необходимо отметить, что в теории государственного управления существует максима- «нет концепции, нет и политики», а есть набор разрозненных, ситуационных мер и «мероприятий ручного управления». 

В республике не прописаны механизмы оценки эффективности и результа­тивности государственной поддержки институтов гражданского общества и другие качественные характеристики системной публичной политики. Таким образом, региональная публичная политика пока не является системным свойством ее политической системы. 

Далека от оптимума «политическая температура», «социальный жар», социальное самочувствие регионального социума. 

Перечисленные выше, а также комплекс других негативных региональных и общероссийских социополитических и социоэкономических факторов оказывающих многомерное влияние на развитие политических процессов и социополитическое самочувствие регионального социума, должны стимулировать органы государственной власти, экспертного сообщества и институты гражданского общества к активной рефлексивной работе по проектированию и осуществлению инновационной демократической государственной публичной политики, в том числе, и политики взаимодействия власти и общества. 

Учитывая формат и возможности данной публикации на портале Комионлайна, тезисно обозначим наши предложения по реализации некоторых идей изложенных в программной статье В.В. Путина по «обновлению механизмов демократии» в контексте проектирования региональной государственной политики поддержки и взаимодействия с институтами гражданского общества, по созданию нормативно-правовых и социополитических условий, способствующих (непосредственно и косвенно) формированию благоприятной среды для устойчивого развития институтов гражданского общества. 

В стратегических целях развития регионального гражданского общества органам государственной власти и местного самоуправления в республике необходимо создать целостную систему государственной политики поддержки институтов гражданского общества и взаимодействия с некоммерческим сектором в контексте демократической модернизации регионального политического управления, публичной политики и практической реализации конструктивных идей по «обновлению механизмов демократии» изложенных в статье В.В. Путина «Демократия и качество государства», а также, в Стратегии Главы РК «От мечты к реальности – 10 лет пути». 

В основе новой региональной демократической государственной публичной политики, (наряду с теоретическими политологическими концепциями) должны быть заложены следующие положения, сформулированные В.В. Путиным: 

  • подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества.
  • Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность .
  • современная демократия как власть народа не может сводиться только лишь к «походу к урнам» и им заканчиваться. Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи». 
  • политический климат», как и инвестиционный, требует постоянного совершенствования. Но наряду с этим надо обратить первоочередное внимание на то, как в политическом механизме организован учет интересов социальных групп. 
  • надо настроить механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов.
  • мы должны проявлять способность реагировать на запросы общества, которые всё более усложняются, а в условиях «информационного века» - приобретают качественно новые черты.
  • нам важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду. Тот, кто предлагает решения и программы, несёт ответственность за их реализацию. Те, кто выбирают «принимающих решения», понимают, кого и что они выбирают.
  • нужно понимать, что одна из главных тенденций современного мира - это усложнение общества. Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Государство должно на этот вызов ответить, соответствовать сложносоставной социальной реальности.
  • политическая конкуренция - это нерв демократии, ее движущая сила. Если такая конкуренция отражает реальные интересы социальных групп, она многократно усиливает «мощность» государства.
  • нам необходим… понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений - как стратегических, так и тактических.
  • растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это - общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения. Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы. 

Принципиальное значение для осуществления региональной политики взаимодействия власти с институтами гражданского общества, имеет консенсусная идея. Главы Республики Коми В.М. Гайзера о том, что «мы должны рассуждать и действовать в логике не внутренней борьбы между собой и взаимоуничтожения, а в логике решения общереспубликанских целей. Это наш новый приоритет, это наша новая цель»

Одним из важнейших направлений успешной реализации региональной политики «обновления механизмов демократии» является создание благоприятных демократических средовых условий. Следует отметить, что к общим условиям можно отнести, во-первых, социальную свободу граждан, демократическое государственное управление, наличие общественной сферы политической деятельности; во-вторых, гласность, высокую информированность граждан, позволяющую реально оценивать результативность государственной политики; в-третьих, создание законодательной основы функционирования гражданского общества. 

В комплекс конкретных региональных правовых средовых условий, по мнению автора, входит: 
  • «конституционализация гражданского общества. В настоящее время гражданское общество в России и Республике Коми не имеет конституционного статуса. Понятие «гражданское общество» не представлено в Конституции РФ и РК. «Внеконституционными» являются и такие значимые институты политической системы как Общественная палата, институт уполномоченного по правам человека, и др. По нашему мнению, необходимо этот правовой «пробел» устранить, а также включить статью «Взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества» в Конституцию РК. 

В республике целесообразно принять целый ряд других нормативных актов по поддержке институтов гражданского общества, формированию государственной политики взаимодействия власти и общества, созданию эффективного механизма правового регулирования обеспечивающего реализацию права на достойную жизнь, в том числе, принятия соответствующих законов республики: «О государственной поддержке и взаимодействии с общественными объединениями в Республике Коми», «О гражданском (общественном) контроле», «О качестве жизни населения Республики Коми», «Об ответственности органов государственной власти за обеспечение конституционного права граждан на достойную жизнь и свободное развитие». 

Необходимо также создать механизм практической реализации закона РК «О согласованном уровне жизни населения и контроле за его обеспечением» - как системе общественного договора, законодательной основы политического участия и контроля населения за эффективностью деятельности власти. Следует отметить, что Республика Коми – единственный российский регион, имеющий в своем законодательном пространстве подобный закон, обладающий высоким консенсусным потенциалом и, который, уже более 10 лет не используется для развития и гармонизации общественных отношений. 

В общий комплекс нормативных актов в сфере осуществления политики поддержки институтов гражданского общества необходимо включить принятие проектов корреспондирующих актов: Постановление Правительства РК «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти РК в сфере государственной поддержки общественных объединений», Постановление Правительства РК «Об утверждении порядка предоставления информации общественным объединениям Республики Коми, связанной с осуществлением их деятельности» и целый комплекс других актов. 

Как показали итоги IV Гражданского форума РК, актуализируется проблема дальнейшего повышения эффективности, роли и статуса Общественной палаты РК как «высшего представительного органа гражданского общества», «гражданского парламента» региона. 

В этой связи, необходимо принятие новой редакции Закона РК об общественной палате республики с включением в закон: нормы определяющей правовой статус палаты, ее миссию, нормы об обязательном рассмотрении органами публичной власти заключений общественной палаты РК и реагировании на них в письменной форме в установленные законом сроки, о наделении общественной палаты РК правом законодательной (правотворческой) инициативы, о законодательном закреплении административной ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц за полное или частичное невыполнение обязанностей, возложенных на них законом об общественной палате, о введении нормы об обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления учитывать мнение представителей гражданского общества при выработке решений и целый комплекс других норм, предусмотренных в научно-обоснованной концепции проекта закона о функционировании региональных общественных палат, разработанного Общественной палатой РФ. 

Идеи к формированию нормативной модели – желаемого образа Общественной палаты РК представлены в нашей публикации на сайте палаты и портале КомиэкспО. В настоящее время автором статьи (в соответствии с решением Совета Общественной палаты РК) осуществляется работа по проектированию «Концепции эффективного функционирования Общественной палаты РК». 

На наш взгляд, исходя из позитивного опыта деятельности муниципальных «общественных ассамблей» в регионах России, необходимо создать общественные палаты во всех муниципальных образованиях республики. В этой связи заслуживает внимания предложение главы администрации Корткеросского района о создании общественной палаты. 

Необходимо также обобщить практику деятельности общественных советов созданных в органах государственной власти и разработать рекомендации по совершенствованию их деятельности. 

Как мы полагаем, государственная публичная политика должна иметь: концептуальную основу, нормативно - законодательную систему, комплекс республиканских целевых программ, государственно-общественную модель осуществления, институциональную систему, систему критериев и индикаторов эффективности реализации и другие компоненты. 

В качестве мер первоочередного характера можно было бы рекомендовать: 
  • разработать и принять региональную концепцию демократической модернизации политического управления как теоретическую основу разработки стратегии государственной политики в области содействия гражданскими инициативам, и программ развития политических общественных отношений, региональной публичной политики. 
  • разработать и представить общественности региона программу деятельности органов государственной власти по реализации рекомендаций «IV Гражданского форума Республики Коми”, изложенных в докладе Общественной палаты РК и в выступлениях участников форума на секциях. 

В комплекс политик, обеспечивающих реализацию стратегических целей регионального политического развития и управления целесообразно, по нашему мнению, включить политики, обеспечивающие создание условий для развития (гармонизации) политических общественных отношений, в том числе, политику поддержки и взаимодействия с институтами гражданского общества, политику привлечения населения к участию в государственном управлении, политику в сфере защиты прав и свобод граждан, электоральную политику, национальную политику, политику в сфере развития межконфессиональных отношений, молодежную и детскую политику, семейную политику, гендерную политику, геронтополитику (политику в отношении старшего поколения), политику в сфере укрепления межпоколенческой солидарности, государственную информационную политику, политику вхождения региона в информационное общество и ряд других гуманитарных субполитик. Все эти виды политик должны иметь: соответствующие институционализированные концепции, правовую основу, целевые программы, государственно - общественную модель реализации, и комплекс современных высоких гуманитарных политических технологий - средств, обеспечивающий их осуществление. 

Как мы полагаем, в республике необходимо создать развернутую, законодательно оформленную, институциональную систему представительства общественных интересов на консолидированной, многоуровневой основе участия политически активного населения, экспертного сообщества, институтов гражданского общества в принятии государственных решений, а также, систему институтов для достижения согласия субъектов, обладающих противоположными интересами (институтов согласования конфликтных интересов), систему отчетов органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, прежде всего, партий, имеющих фракции в Госсовете РК, перед населением, систему гражданского демократического образования, демократизации массового политического сознания, изучения и «обогащения общественного мнения», систему общественного контроля власти, развития и поддержки гражданских экспертиз и инициатив, без чего невозможна успешная демократическая региональная модернизация. 

Кроме того, необходимо рекомендуется осуществить: 
  • проектирование и принятие концепции политики развития и гармонизации общественных отношений в Республике Коми. 
  • проектирование и принятие концепции государственной политики взаимодействия органов государственной власти и управления с институтами гражданского общества (с использованием опыта ряда регионов России); 

Важнейшими задачами по осуществлению политики «обновления механизмов демократии» (В.В.Путин) и демократической модернизации политического управления являются: выстраивание системного диалога органов власти и населения, формирование высоресурсного управляемого информационного пространства, создание эффективной интегрированной политической коммуникации «власть» - граждане - власть», обеспечения информационной открытости, прозрачности, в том числе доступа населения к государственной и муниципальной информации, как основы публичной политики. 

В связи с этим, актуализируется необходимость разработки и принятия концепции и целевой программы демократически ориентированной системной информационной политики. Проектную работу, по нашему мнению, должен выполнить созданный при первом заместителе Главы РК Совет по СМИ. (хотя, по нашему мнению, этот совет должен быть номинирован как «Совет по информационной политике»). Проект концепции можно обсудить на ежегодном медиафоруме, проходящем в рамках республиканского Гражданского форума. 

Особое значение для перспектив развития общественных институтов в регионе имеет формирование эффективных для гармонизации общественных отношений модели и сценарии взаимодействия общественных институтов и органов власти. 

Как мы полагаем, из всей совокупности существующих моделей взаимодействия, наиболее эффективной (как для перспектив развития гражданского общества, а, следовательно, и для региональной власти) является модель партнерского взаимодействия. Партнерский сценарий развития взаимодействия власти и общества по оценкам многих экспертов является наиболее предпочтительным и реалистичным. Он обеспечивает сочетание высокого уровня гражданской активности, активного воздействия государства на гражданское общество и высокого уровня поддержки государством организаций гражданского общества, Именно этот сценарий и соответствующая модель взаимодействия власти и общества в республике, должна быть «заложена» в основу новой публичной региональной политики, отдельные компоненты которой представлены в данной публикации. 

Актуальной проблемой является совершенствование институциональной системы политического управления, в том числе, осуществления региональной публичной политики, политики взаимодействия власти и общества, политики гармонизации общественных отношений. Высшим управленческим, координирующим органом этой системы, может быть общественно- государственный Совет по содействию политического развития (демократической модернизации политического управоения). Другой вариант его номинирования - «Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и взаимодействию с общественными организациями граждан» (по аналогии с подобным Советом при Президенте РФ) при Главе РК или его первом заместителе. 

По нашему мнению, эффективной формой обеспечивающей создание постоянно -действующей системы и механизма участия населения в государственном региональном управлении, обеспечения представительного общественного участия для решения актуальных проблем в сфере социально-экономического, политического и духовно-нравственного развития республики, мог бы стать Народный форум (собрание) Республики Коми – система постоянно - действующих «гражданских форумов» или «ассамблей», своеобразный «общереспубликанский сход», «большое жюри». 

«Народный форум» как один из институтов регионального открытого «большого правительства» может включать
  • подсистему местных муниципальных (городских, районных, сельских и поселковых) форумов (сходов), 
  • подсистему форумов различных категорий населения: интеллигенции (например - «профессорское собрание РК»), форумов женщин, людей старшего возраста (форум старейшин), форум молодежи, родительский форум, форум институтов гражданского общества, в том числе, ежегодный гражданский форум, партийные форумы, форум журналистов РК, форум ассамблеи народов Республики Коми и др.
  • подсистему «отраслевых» форумов (например, форумов работников лесопромышленного, агропромышленного комплексов, работников образования, культуры, работников системы социального обслуживания населения, форум адвокатского сообщества и т.д.). 
В институциональную структуру народного форума может быть включена (по согласованию) Общественная палата РК, Молодежный парламент РК, Молодежное правительство РК, Ассамблея народов РК (два последних института необходимо создать в регионе) и др. 

На рассмотрение Народного форума Республики Коми можно выносить наиболее актуальные проблемы региональной государственной политики, проекты законов, затрагивающих интересы большинства населения. 

Форумы могут проходить как, с единой повесткой, например, участие республики в строительстве Белкомура, вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни, формирование и реализация региональной государственной политики дезалкоголизации населения, проблемы ЖКХ, обеспечения в республике конституционных прав и свобод граждан, в том числе конституционного права граждан на достойную жизнь и свободное развитие, обсуждение проектов «народного бюджета», «народных программ», так, и с различными проблемными повестками, волнующими население городов и районов, отдельных категорий граждан, институтов гражданского общества и т.д. 

«Народный форум Республики Коми» должен иметь свой официальный сайт как один из компонентов системы региональной электронной демократии, проектируемой автором в контексте идеи разработки проекта «Республика Коми – электронный субъект Российской Федерации», представленного нами на сайте КомиэкспО. 

Одним из «координаторов» обеспечивающих деятельность Народного форума, могла бы быть Общественная палата РК. 

Механизм функционирования данного института народного представительства должен осуществляться на основе принятия соответствующего закона Республики Коми. 

Coздание и функционирование Народного форума Республики Коми в полной мере согласуется: 
  • с идеей изложенной В.В. Путиным о том, что «растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это - общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения. 
  • С идеей сформулированной Главой РК в разделе «Политика» «Стратегии В.М.Гайзера» по «созданию внепартийных политических дискуссионных клубов, где каждый гражданин получит возможность высказаться «за» или «против» тех или иных инициатив власти». 

Как мы полагаем, в контексте реализации идей программной статьи В.В. Путина и по примеру функционирования федерального «большого правительства» (автор идеи – Президент России Д.А.Медведев) в республике необходимо организовать работу по проектированию концепции «большого правительства Республики Коми», деятельность которого должна обеспечить оптимальное взаимодействие граждан, аналитиков, экспертов и власти для принятия оптимальных государственных решений. Как мы уже отмечали, одним из институтов открытого «большого правительства» региона, наряду с «электронным правительством», аналитическим Центром Главы РК и другими институтами, может быть «Народный форум Республики Коми». 

Одним из главных «оснований-институтов» большого правительства должно стать интернет-сообщество, которое уже чрезвычайно активно проявило себя при решении многих общественных проблем. Сочетание в БП представительства формализованных общественных объединений и неформального интернет-сообщества (блогосфера и социальные сети») сделает его более гибким и способным отражать интересы значительно более широких кругов активной и «креативной» общественности, повысит «степень вовлечения «электронных масс» в повестку госуправления»(М.В. Ремизов).

Как мы полагаем, «большое правительство» – это эффективная площадка для обсуждения острейших проблем региона, форма коллективного проектирования и привлечению к разработке государственных программ и отдельных нормативных правовых актов представителей общественных организаций, бизнесменов, предпринимателей и экспертов. 

Понятно, что «большое правительство» не может и не должно заменить действующую власть, оно может стать постоянным интерфейсом между действующим правительством и общественностью, механизмом интерактивного управления, основанным на взаимодействии государства с профессиональными и деловыми ассоциациями, единой социальной сетью и экспертной базой, в результате превратиться в эффективный инструмент обратной связи между правительством и активными социальными группами.

Одним из форм реализации публичной политики и политического управления является создание системы соглашений (договоров) власти с населением и с институтами гражданского общества. Считаю целесообразным рекомендовать органам государственной власти с целью консолидации общественных сил региона, обеспечения гражданского мира инициировать и разработать с участием общественности проект «Договора об общественном согласии в Республике Коми» или проект «Договора о гражданском мире, межнациональном и межконфессиональном согласии» и принять его на заседании Общественной палаты Республики Коми или на республиканском гражданском форуме. Итоги его выполнения целесообразно подводить ежегодно в «День народного единства» – 4 ноября на традиционном ежегодном гражданском форуме республики. Это будет одна из традиций и форм проведения нового российского праздника. 

Автор полагает, что осуществление предложенных мер по практической реализации в регионе идей, изложенных в программной статье В.В. Путина, в определенной степени может способствовать началу процессу дальнейшей (объективно необходимой) системной демократической модернизации политического управления, повышению эффективности и качества государственной региональной «внутренней» политики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий