воскресенье, 7 октября 2012 г.

Ольга Голодец (Вице-премьер Правительства Российской Федерации): "Наша сегодняшняя пенсионная система очень тяжеловесна"

Наша сегодняшняя пенсионная система очень тяжеловесна. И если я обращусь к каждому из вас, то люди молодого возраста с трудом могут сказать, сколько они сегодня платят, сколько за них платят сегодня работодатели, какая пенсия у них будет, когда они на пенсию выйдут, когда они достигнут пенсионного возраста. Наша задача и задача очень трудная, потому что из сегодняшнего состояния перейти к новому состоянию действительно сложно именно в силу запутанности современной системы, именно в силу наслоения разных решений, – нам нужно сделать понятными расчёты и подходы.



Новая пенсионная система закладывает другой принцип. Человек должен понимать, сколько он будет работать и какая пенсия у него будет на выходе. Сама система предполагает вариативность: можно работать 20 лет, но тогда пенсия будет одна, можно работать 30 лет – пенсия будет другая, можно работать 40 лет, и пенсия будет третья. У человека должен быть понятный пенсионный план, для того чтобы он абсолютно внимательно следил за платежами, которые осуществляет за него работодатель. Если работник хочет, он может участвовать в корпоративных, частных системах, если он планирует, что его период работы будет короче. Постоянно возникает вопрос: а как быть с теми периодами, когда человек не может работать в силу определённых объективных обстоятельств? Прежде всего это мама с детьми, это молодые люди, которые проходят службу в армии. В отношении этих граждан в течение всего периода, пока заняты таким государственно важным делом, Пенсионный фонд вносит специальные платежи, и у них права формируются наравне с другими гражданами, то есть их период не выпадает.

Если молодой человек учится на дневном факультете в институте. Это зависит от того, кто платит. Если категория будет признана нашим обществом льготной и государство будет платить за тех или иных граждан по каким-то причинам, значит, категория будет льготная. Но мы с вами должны принять это и обсудить, потому что должна быть установлена чёткая связь между взносами и выплатами.

Статус документа такой, как и предполагался, – это проект стратегии, которая в установленные сроки внесена Президенту Российской Федерации Правительством Российской Федерации. Документ подписан Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Документ имеет статус проекта стратегии, который подготовлен Правительством, и, как и было запланировано, после того, как проект стратегии будет внесён, будет обсуждение. Это предусмотрено всеми нашими нормативными актами, поэтому вносилась не стратегия, а её проект. Нам отведено время для того, чтобы мы обсудили этот проект, и у нас установлены сроки: до 15 декабря будут внесены первые проекты законодательных актов, которые предопределяют движение по стратегии.

Движение по стратегии предусматривает несколько этапов, в самой стратегии это определено. Например, разработка формулы потребует длительного времени и длительных консультаций как с профессионалами, так и с социальными партнёрами. И очень важно спокойно всё продумать, очень чётко продумать переход из одной системы в другую, чтобы учитывать интересы всех категорий граждан, и в тот момент, когда такое согласование будет достигнуто, тогда будут внесены последующие законы, мы перейдём к реализации второго этапа стратегии.

По «вредникам». Действительно, тема «вредников» – это одна из самых сложных тем. И несогласие возникает не со стороны профсоюзов, а прежде всего со стороны работодателей, потому что работники не теряют своих прав. Проблема заключается в том, что обеспечение этих прав сегодня определяется повышением тарифа. Дело в том, что сегодня, когда мы ставим вопрос о том, что должен быть источник финансирования каждой льготы, это льгота, которая сегодня не имеет релевантного источника финансирования. Сегодня работники, занятые в опасных и вредных условиях, получая довольно высокие заработки, продолжая работать (80% «вредников» продолжают работать на том же самом месте), получают и заработную плату, и пенсию. Но вместе с тем не идёт речи об ущемлении их прав или о сокращении их прав, их права в полной мере сохраняются, но мы должны выработать источник финансирования. На первом этапе это будут тарифы, которые, соответственно, по первому и второму списку составляют 2% и 4%, и дальше эти тарифы будут планомерно повышаться. И вместе с тем мы надеемся, что работодатели предпримут все усилия для приведения в соответствие с новыми технологиями, с новыми техническими параметрами рабочих мест, в соответствие с современностью, для того чтобы как можно меньше людей у нас работали во вредных и опасных условиях труда.

Сейчас готовится закон о корпоративных пенсиях. Вы абсолютно правильно говорите, что, действительно, работодателя нужно заинтересовать. На сегодняшний день в добровольных корпоративных пенсиях у нас участвует 8 млн человек. Система не новая для нашего государства. Но сегодня нужны новые налоговые режимы (это обозначено в концепции), которые будут поддерживать развитие корпоративных пенсий. Например, если вы платите корпоративную пенсию, то с неё берётся налог на доходы физических лиц. Если мы платим государственную пенсию, то такого налога не уплачивается. Вот такие издержки нашего законодательства, вот такие явные несоответствия должны быть убраны, для того чтобы работодателей поставить в равные условия с государством по пенсионному обеспечению.

В чём стимул у корпораций реализовывать сегодня такие системы? Стимулы есть, потому что это очень важный элемент управления персоналом, и те работодатели, которых сегодня становится всё больше, которые заинтересованы вкладываться в свой персонал, которые тратят деньги на образование своих сотрудников, заинтересованы в том, чтобы сотрудник дольше работал на предприятии. Это система удержания и развития персонала. Это очень важный элемент, и очень часто корпорации и сегодня, в сегодняшней жизни им пользуются, даже при том, что сегодня налоговый режим скорее не благоприятен для действия таких систем. Мы надеемся, что ситуация принципиально изменится, и новые налоговые режимы позволят увеличить охват с 8 млн как минимум до 25 млн.

Основной дефект нашей системы – это действительно разбалансированность системы. Очень много идёт дебатов по поводу демографии, и люди говорят, что к 2039 году у нас будет один работающий на одного получателя. Но у нас сегодня ситуация хуже, чем при серьёзных демографических проблемах, потому что сегодня у нас из 87 млн трудоспособного населения налоги платят официально 48 млн человек. И это самый большой скрытый ресурс увеличения пенсий. Если мы все честно будем относиться к теме уплаты налогов, то поступления вполне позволяют нам удерживать пенсию на высоком уровне.

Вторая тема – это что сегодня у нас с вами 30 млн пенсионеров, а получателей пенсии у нас 40 млн человек. Мы должны понять источники финансирования тех пенсий, тех досрочных, льготных пенсий, которые мы сегодня выплачиваем. Так, например, самозанятое население сегодня не платит пенсий за своих стариков, потому что пенсии у нас сегодня солидарные, и не обеспечивает пенсиями себя. И вот такие явные разбалансированности мы должны выверить и понять, как по ним двигаться. В отношении самозанятых, например, уже сейчас предлагается повышение тарифа, и, как вы правильно заметили, мы сегодня идём несколькими шагами впереди даже решений, которые обозначены в концепции. Так, например, увеличение тарифа для самозанятых заложено в проекте бюджета, который уже внесён в Правительство Российской Федерации. Это решение обсуждалось и на Российской трёхсторонней комиссии, и в Правительстве, оно было всеми поддержано, потому что мы должны прийти к полному пониманию: или люди будут вносить полный тариф наряду со всеми и иметь полные права, или они согласятся с тем, что они будут получать пенсию в усечённом виде, и тогда будут платить меньший налог. Но каждый гражданин, каждый налогоплательщик должен понимать, кто за кого платит.

Государству нужны длинные деньги, но у нас сегодня с вами есть Фонд национального благосостояния, и по всем прогнозам, его размеры достигнут 5,7% ВВП. Для того чтобы понимать объёмы резервируемых средств, я приведу простые цифры: сегодня на здравоохранение мы с вами тратим 3,6% ВВП, на образование - 4% ВВП. И сегодня формировать институт длинных денег за счёт самого бедного класса нашего общества (а в государственную пенсионную систему попадают лица, у которых основное налогообложение идёт с заработной платы до 512 тыс. рублей в год) - это просто несправедливость в отношении этих людей. И сегодня эффективность этих финансовых институтов заставляет нас говорить о серьёзном подходе к изменению вообще отношения и к накопительной системе, и к финансовым институтам, и к изменению системы гарантированности доходов граждан.

В этом году у нас выходят на пенсию первые люди, которые участвовали в накопительной системе, и мы с большим сожалением должны констатировать, что эти люди не смогли в большей части накопить себе на пенсию, большая часть получателей получает так называемую единовременную выплату. И это очень серьёзно, потому что уровень пенсий, который по накоплениям составил ниже инфляции, означает реальную потерю средств.

Для того чтобы накапливать, для того чтобы реализовывать действительно серьёзные инструменты накопления, необходимо создать финансовый рынок. Нужно объяснять и гражданам, и ставить новые требования в отношении тех финансовых институтов, которые сегодня существуют.

Есть законы, которые являются частью нового бюджета, проекта бюджета, и в Государственную Думу внесены законопроекты о повышении тарифов на досрочников и новые тарифы по самозанятым.

На сегодняшний день средства работодателя, которые вносятся в государственную систему, имеют различный эффект для тех людей, которые находятся в распределительной системе, и тех людей, которые находятся в накопительной системе. Так, если люди с 1966 года при всех сегодняшних трендах выйдут на пенсию примерно с 24 тыс. рублей, то разрыв у людей с 1967 года (я сейчас говорю о длинной перспективе) будет примерно на 3 тыс. рублей меньше, и это существенно, потому что сегодня получается, одни и те же деньги дают разный результат. Мы сегодня де-факто имеем существенную разницу между теми, кто выходит с накопительной пенсией и с распределительной пенсией. Нужно создать эффективную работу финансовых институтов, финансовых инструментов, надо понимать, кто будет гарантировать доходность и будет ли гарантирована доходность, потому что сегодня деньги являются бесплатными для финансовых институтов, и это существенно.

По поводу эффективности денег. Если само утверждение, что деньги нельзя накопить, существует, то нужно отказываться от такой системы, которая не позволяет нам накопить. Деньги должны работать, и деньги граждан должны быть защищены как минимум от инфляции. Если этого не происходит, значит, мы вкладываем деньги наших пенсионеров в систему, которая ведёт к реальному падению доходов, реальному падению тех средств, которые платят сегодня работодатели за этих пенсионеров. Мы к этому категорически не готовы. Сегодня пенсия гарантируется по номиналу, а номинал через 10 лет, вы сами понимаете, уже вовсе не те деньги, которые вы внесли 10 лет назад. И для нас это, как для Пенсионного фонда, который работает в интересах граждан и в интересах каждого налогоплательщика, который вносит свои деньги за гражданина, очень существенно. Поэтому мы будем настаивать на том, чтобы накопления осуществлялись исключительно на добровольной основе, только самим гражданином, если угодно, вместе с предприятием, чтобы эта система была жёстко под контролем тех, кто вносит деньги, чтобы человек сам и само предприятие контролировали вложения средств – в какие проекты вкладываются, какую доходность эти деньги приносят. Только так эту систему можно сделать эффективной.

Обязательная система, которая управляется в том виде, в котором она существует, к сожалению, не даёт нужного результата. Именно поэтому значительная часть стратегии посвящена введению и развитию новых финансовых институтов. Мы просто констатировали, и сегодня нет экспертов ни с одной, ни с другой стороны, которые бы не согласились с тем, что на сегодняшний день эффективной, развитой системы финансового рынка, который сегодня обеспечивает накопления граждан, не существует, и она нуждается в серьёзном развитии. Это, наверное, одна из основных частей нашей программы, и она должна быть сделана, иначе нет перспектив для среднего класса, который сегодня обозначает основную проблему.

Сегодня, когда мы говорим о 40%, мы говорим о коэффициенте замещения только для основной массы работающих в отношении того тарифа, который у нас введён. У нас тариф имеет точку отсечения – 512 тыс., то есть мы фактически говорим о средней заработной плате и о большинстве населения. Но дальше написано, что те граждане, которые получают более высокие заработки, и сегодня претендуют на более высокие пенсии, а это самая большая нерешённая проблема в нашей стране, потому что 9700 хорошо для тех, кто получает 15 тыс., и абсолютно неприемлемо для тех, кто получает 100, 200 тыс. рублей в месяц. Для этих граждан мы предлагаем развитие корпоративных систем и частных пенсионных систем, коэффициент замещения по которым, плюс к государственной системе, будет составлять не менее 15% – корпоративная пенсия и 5% – частная система.

Проблема, что если мы не проведем эту реформу, то коэффициент замещения упадёт с 37% до 24%. У нас проблема не в том, чтобы нарастить, у нас сегодня социально приемлемая пенсия, социально приемлемая, она небольшая, но она социально приемлемая. У нас сегодня остроты вопросов по пенсионному обеспечению на таком массовом уровне, в порядке массового обращения практически нет. Мы получаем письма по жилищному обеспечению, мы очень много писем получаем по здравоохранению. У нас сегодня поток писем по пенсионному обеспечению минимален. У нас сегодня 9700 – это средняя по стране, для граждан 80 лет и старше у нас сегодня 20 тыс. и больше. 20 тыс. – средняя пенсия, поэтому это уже социально приемлемая пенсия. Наша задача – удержать для основной части населения, это при средней заработной плате 26 тыс. 700 рублей… Наша задача – удержать пенсии на этом уровне. И для этого нужно сделать очень много усилий, потому что, действительно, и демография меняется, и количество налогоплательщиков у нас маленькое, количество льготников у нас большое. И нам предстоит сделать серьёзный шаг, для того чтобы удерживать пенсию на социально приемлемом уровне.


Дополнительно: 
Проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года внесен в Правительство РФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий