Сроки исполнения Указа Президента России № 601 об основных направлениях совершенствования системы государственного управления были практически сорваны на федеральном уровне. Практически все положения Указа были продублированы в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Поручения, оформленные по итогам Послания указывают на фактическую смену исполнителей с переориентацией на ответственных сотрудников Администрации Президента.
Советник Президента России Игорь Олегович Щёголев во время Заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 12 декабря 2012 года повторно доложил Президенту о готовности федерального «Единого портала электронной демократии Российской Федерации» (e-democratia.ru) к исполнению поручений Указа № 601 от 7 мая 2012 и ежегодного Послания Федеральному Собранию.
Регионы, ускоренно принявшие программы развертывания собственных «Открытых правительств» (проекты «Открытый регион») остались осенью 2012 года фактически без федеральной административной и нормативной поддержки. В большинстве случаев ускоренные программы остались не выполнены. А в некоторых случаях сработали не столько на укрепление уровня доверия к региональной власти, сколько на ее дискредитацию (Приморский и Краснодарский край). Проекты успешно продолжали реализовываться только в регионах, уже внедряющих сервисы «электронной демократии» в течение последних 2-5 лет (Москва, Татарстан, Ульяновская и Ивановская области).
Структуры так и не созданного министерства по взаимодействию с «Открытым правительством», судя по последним мероприятиям, переносит акценты в своей работе на организацию международного сотрудничества с Open Government Partnership (OGP) (международная организация, объединяющая 50 стран) и взаимодействия со Всемирным банком (выразившим готовность участия в проекте Ульяновской области). Последние мероприятия группы «Открытое правительство» уже шли под более точным переводом термина Open Government- "Открытое государственное управление", поскольку считается, что в государстве недопустимо существование «параллельных правительств», а необходимо сосредоточится на обеспечение открытости самой системы государственного управления.
После повторного включения поручений в материалы Послания Федеральному Собранию наметилась тенденция к ускоренному оформлению недостающей нормативной базы. Также в 2013 году ожидается внедрение централизованных федеральных сервисов: «государственная электронная почта», интернет-ресурс организации рассмотрения и поддержки гражданских инициатив, единый интернет-сервис подачи электронных жалоб и предложений граждан, система оценки качества оказания государственных услуг и т.д. Государственный Совет РК заявил о своем участии в федеральном проекте «Электронный парламент». Комитет гражданских инициатив включил Республику Коми в тестирование сервиса «Открытый бюджет».
Таким образом, уже в 2013 году планируется запуск или выход на активное использование нескольких крупных официальных информационных проектов «электронной демократии» и вопрос уже больше в том, обладает ли регион достаточным количеством подготовленных и обученных потенциальных участников системы для эффективного и конструктивного использования внедряемых инструментов.
Регионам в такой обстановке целесообразно первоначально сосредоточится в 2013 году на решении трех ключевых вопросов:
1. Пропаганда и обучение граждан региона эффективному использованию существующих и внедряемых интернет-сервисов «электронной демократии». Тестирование сервисов показало, что положительный результат рассмотрения обращения гражданина напрямую зависит от грамотности и обоснованности оформления заявления и правильности выбора адресата. Добавление сервиса типовых образов заявлений и онлайн-консультирование увеличивает эффективность системы на порядок. Экономический эффект — снижение нагрузки на службы работы с обращениями граждан при рассмотрении необоснованных или безадресных жалоб. Популяризация сервисов «Центров телефонного обслуживания» призвано закрыть вопросы информирования граждан, не владеющих доступом к Интернету.
Для немногочисленного региона достаточно оправданно создание единого регионального "сортировочно-консультационного центра рассмотрения жалоб". Например, на базе Общественной приемной Главы Республики Коми.
2. Подготовка кадров для работы с сервисами «электронной демократии». Как из числа чиновников, так и общественников. Оптимальная модель: включение участия в тестировании сервисов и наработки алгоритма взаимодействия в план работ по подготовке/переподготовке «Кадрового резерва государственной гражданской службы Республики Коми», в план работ Общественной палаты Республики Коми (и экспертного совета ОП РК), Общественной приемной Главы Республики Коми, Молодежного правительства и т.д.
Для аккумулирования материалов и привлечения удаленных экспертов (депутаты всех уровней, ВУЗы, общественные организации и т.д.) целесообразно развернуть тестовый малобюджетный интернет-сервис организации коллективной работы, работающий в закрытом режиме и привлекающий дополнительных конструктивных экспертов по мере их выявления. Поэтапная разработка и запуск пилотных открытых сегментов для реализации общественных проектов и выявления дополнительных экспертов.
3. Наработка базы выявленных экспертов с дальнейшим запуском программы «перезагрузки» общественных советов. Сам механизм создания требует общественного обсуждения. На мой взгляд оптимальный вариант — создание единого Совета при Правительстве Республики Коми с привлечением экспертов в соответствии с заявленными и подтвержденными компетенциями, переход на привлечение «пишущих» экспертов и активное использование интернет-сервисов для привлечения «удаленных» специалистов.
В Кадровом резерве РК 116 человек, в Общественной палате 30 плюс аккредитованные эксперты . Плюс дискуссионные клубы в ВУЗах. В идеале необходимо наработать за год не менее 30 постоянных участников и 30% охват разовых участников мини-проектов и заданий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий