Из выступления Дмитрия Медведева на пленарном заседании XI Международного инвестиционного форума в Сочи:
Определяя приоритеты Правительства, я сделал особый акцент на улучшение делового климата. Уже не раз говорил и сейчас повторю: экономический прорыв возможен только там, где предпринимательство воспринимается как один из основных источников развития страны, а предпринимательский талант – как общественная ценность. Правила ведения бизнеса в России должны уверенно конкурировать на международном уровне, а в их формировании принимать участие все желающие. Мы поставили перед собой весьма амбициозную цель – чтобы через несколько лет Россия находилась в авторитетных рейтингах предпринимательского климата на лидирующих позициях: сначала в числе первых 40, а потом уже и первых 20 стран.
Остановлюсь на нескольких принципиальных моментах. Первое. В мае, четыре месяца назад, на совещании с членами Правительства я обозначил несколько задач, которые необходимо решить в ближайшие полгода. Две из них имеют непосредственное отношение к нашей теме. Речь шла о дорожных картах, разработанных в рамках национальной предпринимательской инициативы, и о механизмах «Открытого Правительства». Я хочу сообщить, что Правительством утверждены первые четыре карты, которые нацелены на упрощение таможенного и налогового регулирования, снятие инфраструктурных ограничений, административных барьеров, поддержку экспорта высокотехнологичной продукции и другие инициативы. Сегодня важно, чтобы эти дорожные карты не остались на бумаге, были эффективно воплощены в жизнь.
Я понимаю, что здесь, как и везде, ключевое значение имеет человеческий фактор. Руководитель обязан отвечать за реальные результаты работы, и ответственность не должна размываться. И именно на это направлена ещё одна инициатива – оценивать деятельность чиновников не по тому, сколько документов было принято, а по тому, каким образом изменились показатели ведения бизнеса, причём на основе вполне конкретных показателей, разработанных по ключевым направлениям предпринимательской деятельности. В ближайшее время Правительство утвердит перечень таких показателей.
Второе. Контролировать деятельность исполнительной власти в свою очередь призвано и «Открытое Правительство». Однако мы ждём прежде всего профилактических мер, экспертного обсуждения, экспертной оценки инициатив и проектов решений Правительства России. Более того, все министерства в своей деятельности должны опираться на общественные советы, в этом и заключается по большому счёту новый формат работы «Открытого Правительства».
Третье. Очевидно, что современная экономика немыслима без современного законодательства. Именно эффективное законодательство, нормативно-правовая база является основой, одним из двигателей развития конкурентоспособной экономики. Сегодня, когда Россия вступила в ВТО, мы стараемся уделять этому первостепенное внимание.
Четвёртое. Инвестиционный климат, условия ведения бизнеса зачастую сильно различаются в регионах нашей страны, поэтому изначально сочинский форум имел региональное измерение, и разговор о региональной компоненте в этих условиях наиболее актуален. Но нам нужно проанализировать возможность расширения полномочий субъектов Федерации в части регулирования предпринимательской деятельности, с тем чтобы региональные власти получили реальные рычаги воздействия на территориальное управление федеральных органов власти.
..... Такие полноценные, мне кажется, презентации – и презентация Татарстана, и презентация Москвы. В этом смысле Татарстан у нас передовик, такой образцовый регион, который давно этим занимается. Москва начала заниматься действительно, по сути, с приходом Сергея Семёновича (С.С.Собянин) к управлению, потому что до этого всё было совсем в зачаточной стадии, но определённые успехи уже есть. Знаете, я могу сейчас в целом порассуждать на тему «Открытого региона», потому что это тема и «Электронного Правительства», тема, касающаяся гражданского общества. Но у меня есть просто набор конкретных предложений, которые, на мой взгляд, должны стать предметом озабоченности и государства в целом, и Правительства, и регионов.
Когда мы занимаемся всеми этими вопросами, первое, что, наверное, важно – создать разумно работающую систему. Я как пользователь социальных сетей получаю очень много обращений, написанных по принципу «дорогая редакция». Они посвящены всему, потому что Премьеру или Президенту пишут по всем вопросам. Здесь не скажешь людям: «Знаете что, вы всё-таки в какое-то другое место обращайтесь…», но в принципе структуризация обращений – важнейшая вещь, с тем чтобы люди понимали, куда им идти, на какой сервис, какой портал использовать, что они могут там получить. Тогда 80% обращений будет идти по адресу, и тогда люди смогут получать качественные услуги.
А из этой самой структуризации вытекает другая тема – и мы сейчас говорили с Рустамом Нургалиевичем (Р.Н.Минниханов, президент Татарстана), - тема просвещения. У нас ничего не получится, до тех пор пока люди не почувствуют, что этим можно пользоваться, причём не в режиме просто критики власти, что на самом деле неплохо и что с успехом компенсируется большим распространением социальных сетей, а именно в режиме получения услуги. И вот эта миссия – миссия просвещения людей на тему того, куда и как обращаться, – целиком и полностью лежит на Правительстве Российской Федерации и на властях в регионе. Мы сами должны здесь проявлять внимание к нашим людям, объясняя им, куда двигаться, если они готовы взять на себя вопросы общения с электронными сервисами, если они готовы к тому, чтобы использовать безбумажную систему общения с властью. А это, как только что доказали наши коллеги, гораздо удобнее и быстрее по целому ряду направлений.
И, наконец, третья позиция, которая тоже относится к нашей компетенции, – законодательство. Здесь у нас ещё по многим вопросам просто конь не валялся и потому, что это сложно, и потому, что в этом абсолютно не заинтересован бюрократический аппарат, который, естественно, получает на этом доходы, кстати, и законные доходы, и вполне себе незаконные доходы, то есть взятки. Но нам нужно обязательно перелопатить весь массив законодательства. Здесь коллеги только что рассказывали, допустим, об электронной регистрации, о нотариате. Но я напомню, что в части нотариата Россия относится к числу стран так называемого латинского нотариата. Это сложное, основанное на конвенциях бумажное производство. И его сила (здесь я не могу об этом не сказать) именно в бумаге, потому что так когда-то это было задумано. Это не значит, что мы должны отказаться от этой системы, но нам нужно просто попытаться состыковать основы нашего правопорядка, прежде всего в области административного права, права гражданского, права, которое касается обычной нашей жизнедеятельности на стыке между коммерческим, административным правом, семейным правом и новыми подходами. И вот здесь нам придётся ещё довольно многое сделать, потому что переход с бумажного общения в электронную форму никогда в этом смысле легко не шёл, особенно в масштабах нашей страны. Нам всегда приводят в пример самые разные передовые государства, Сингапур например, всеми любимый, где все бывали, все там кнопки нажимали, и я в том числе. Но, при всём уважении к Сингапуру, к его бизнес-климату и его месту в рейтингах, не надо сравнивать одно с другим, это разные страны.
И, наконец, последнее: очень многое зависит от идентификации. Нам критически важно создать универсальную электронную систему идентификации гражданина в стране, начиная от соответствующей карты, причём которая будет не просто содержать в себе набор экономических возможностей (в России этого мало, мы сегодня говорили на эту тему с коллегами). Эта карта должна идентифицировать человека, потому что у нас страна бюрократическая, у нас очень много бюрократических процедур, и так ещё будет долго, потому что у нас очень сложная страна, ну и заканчивая, конечно, различными опциями, которые в этой карте содержатся.
В этом контексте последнее, что мне хотелось бы сказать… Вот мы сейчас с Сергеем Семёновичем (С.С.Собяниным) поговорили, надо провести совещание по вопросу карты. Николай Анатольевич (Н.А.Никифоров), соберите сначала у себя всех, а потом я соберу, потому что там есть затыки разные и по линии взаимоотношений между экономическими ведомствами, бизнесом, правоохранительными структурами, безопасностью, то есть по этим вопросам пора ситуацию расшивать.
Н.А.Никифоров: Мы проведем видеоконференцию с вице-губернаторами ответственными.
Д.А.Медведев: Да, а потом всех ко мне ведите по неурегулированным вопросам. А так, мне кажется, что там говорить? За этим будущее.
ВИДЕО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Стенограмма выступления Сергея Собянина:
С.Собянин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые друзья, действительно, в Москве много делается. Когда я пришел на эту должность, я думал, что сейчас открою портфель, а там масса всяких нововведений, масса новых программ и так далее, и тому подобное. Я у себя на столе не обнаружил компьютера и практически никаких следов этих нововведений также не обнаружил. Для меня это было шоком.
Д.Медведев: Странно, что Вас это удивило.
С.Собянин: Действительно, потому что пиар был большой вокруг этого, поэтому мы в последние два года пытались наверстать то, что сделано уже, например, в Татарстане давно. Вообще «Открытый регион», действительно, как коллеги говорили, такое определение очень широкое, и, конечно, в «Открытый регион» можно включать такие понятия, как полномочия органов местного самоуправления, общественная палата, общественные организации, гражданские форумы и так далее, и тому подобное. Это важно, действительно этим нужно заниматься, и мы также занимаемся этим.
Но мне бы хотелось сегодня остановиться на другой теме. Помимо общих рассуждений политических, вводных, необходимо доходить до каждого гражданина, до каждого человека и конкретной проблемы этого гражданина. Почему это актуально для Москвы? Может быть, в каком-то небольшом поселении, когда все на виду, когда люди общаются друг с другом и со своей властью, это не так актуально. В Москве, где 12 млн населения, 30 тыс. домов, 20 тыс. дворов, 90 млн кв. м дорог, десятки тысяч проектов, которые мы ежегодно реализуем, дойти до каждого гражданина, достучаться и получить от него предложения и информацию практически нереально. Более того, в Москве, в отличие от других регионов, практически нет разделения полномочий между органами местного самоуправления и государственной властью. Это два в одном, что называется, это у нас и в Питере, поэтому для нас тем более актуально разработать такие механизмы. И вчера еще сказать о том, что мы дойдем до каждого человека, его услышим, получим предложение, включим в систему управления — это просто была сказка, это было невозможно! Сегодня с помощью информационных технологий мы говорим, что это уже возможно, это уже становится реальностью. Конечно, помимо самих технологий... Коллеги абсолютно правы, дело не только в технологиях, дело в философии и отношении власти к этому. Конечно, мы считаем первоочередной задачей, чтобы москвичи имели возможность предлагать свои идеи, видеть конкретные результаты и получать качественные услуги.
И конечно, для реализации этих направлений, этой новой философии нужны, как правильно коллеги говорили, и новые люди. Мы ввели систему ассесмента — профессиональной независимой оценки управленческих кадров, провели ее на тысячу человек, из которых половина была за последние два года зачислена на государственные должности. Мы ввели ограничения на срок пребывания в должности базовой управленческой единицы, это главы управ. Они могут теперь работать не более семи лет. На уровне региона это, наверное, не самый оптимальный срок, потому что мы реализуем долгосрочные проекты, а на уровне района это вполне достаточный срок, чтобы показать себя и доказать себя, либо будет видно, что ты просто не справляешься со своими обязанностями.
Помимо этого создана система публичного формирования резервов, в которой участвуют общественные организации, профессиональное сообщество и, собственно, желающие поучаствовать в этом конкурсе. И, естественно, проводится независимая оценка, отбор этих кадров. Мы начали с самого простого — внедрения новых технологий для перевода государственных услуг в электронную форму. Собственно, даже если бы мы не хотели это сделать, существуют жесткие сроки постановления Правительства, которое определяет этапы перевода всех услуг в электронную форму. Сегодня в Москве переведено 30 таких услуг, и мы имеем на сегодняшний день уже 300 тыс. уникальных пользователей. Это, конечно, позволяет оптимизировать управление и снижать коррупцию.
Хотел бы показать на примере некоторых сервисов, особенно тех, которые впервые создавались, они создавались чисто в электронном виде. Первый пример — это регистрация выдачи лицензий на услугу такси. Вы помните, Дмитрий Анатольевич, сколько было копий сломано и дебатов проведено по поводу того, нужно или не нужно вводить закон о такси, насколько он будет проблематичным, что мы окончательно погубим эту услугу, что будет там чиновничий беспредел при выдаче лицензий... Электронная система выдачи лицензий в Москве привела к тому, что пять сотрудников (всего пять сотрудников!) за два месяца выдали 6 тыс. лицензий, а за год в Москве вместо 9 тыс., которые действовали на начало реформы, сегодня действуют 20 тыс. лицензий, то есть в 2 раза больше! При этом не потребовалось никаких штатов, никаких серьезных организационных усилий для этого.
Второе направление, также чрезвычайно актуальное для Москвы, — это электронная запись в школу. Казалось бы, совершенно простенький сервис, но для Москвы это серьезная, системная проблема. Многие из сидящих в этом зале хорошо знают, что происходило каждый день в Москве накануне нового учебного года, когда родители ночевали в школьных дворах, у костров, записывались в очереди, выламывали двери в школы и так далее и тому подобное. Это было целое событие крупного масштаба.
Д.Медведев: Почти как выход IPhone 5.
С.Собянин: Я думаю, что покруче. Что произошло? Когда мы открыли электронную запись, то тоже люди активно начали записываться, но записываться, сидя дома. В первую ночь открытия этого сервиса записалось 10 тыс. человек. Если бы этого сервиса не было, то эти 10 тыс. человек пришли бы к школьным дверям и ночевали возле них. Всего 80 тыс. первоклассников записалось в электронном виде. Практически никому отказано не было, и записались в те школы, в которые хотели.
Третья проблема, пожалуй, наиболее социально значимая. Это о чем мой коллега говорил — о записи в поликлиники. Они до конца этого года реализуют этот проект. Мы его ускорили, хотя начинали несколько позднее и брали ваш опыт. Но в силу остроты проблемы мы решили ускорить решение этой задачи, и в Москве уже начала действовать электронная очередь записи в поликлиники. Помимо этого существует пять каналов: это портал госуслуг, через Smartphone можно записаться, через терминал поликлиники, через call-центр и регистратуру. На электронную очередь за три месяца записалось 1,5 млн человек — собственно, 1,5 млн пользователей на 5 млн посещений, из них 40% — это электронные услуги. Конечно, это серьезным образом влияет и на очередь, особенно по утрам, показывает и другие возможности записи электронных услуг. Помимо простого, обыденного понимания они дают и серьезный управленческий эффект, например по школам. Мы теперь хорошо знаем, какая школа плохая, какая хорошая, куда стремятся дети, а куда родители вообще не записываются. И все эти разговоры пространные о том, что у нас прекрасная школа и так далее — все видно абсолютно точно всем, всему городу. То же самое касается поликлиник: помимо того, что у человека упростилась возможность записываться в поликлинику, мы теперь четко видим, за сколько дней реально можно записаться. Любого врача... Можно открыть в интернете и посмотреть, на какие дни у него существует запись, в течение двух недель можно записаться или нельзя записаться. И видна реальная загрузка этого врача, сколько он реально принимает пациентов. Это исключает участие чиновников в процессе, и, конечно, снижает коррупционную составляющую.
Понятно, что не все услуги можно оказывать в электронном виде, да и не все граждане способны пользоваться электронными услугами. Остается все равно возможность и необходимость оказывать в традиционном виде услуги.
Правительством Российской Федерации в свое время было принято решение о создании многофункциональных центров, так называемых МФЦ. И процесс, что называется, пошел. Насколько я знаю, у коллег во многих регионах они создаются. Для Москвы это чрезвычайно актуально в силу огромного количества потребителей различных услуг. Мы сегодня в МФЦ сконцентрировали 12 московских органов государственной власти и четыре федеральных. Это 100 видов различных услуг, которые охватывают около 90% стандартных жизненных ситуаций, это практически большинство из того, чем пользуются граждане.
Например, при рождении ребенка, чтобы получить соответствующее свидетельство, нужно было обежать четыре учреждения и затратить минимум неделю. Сегодня это одно посещение, максимум1–2 часа. Естественно, что это дает колоссальные эффекты с точки зрения управления и потребительских характеристик этой услуги.
Сегодня в Москве 18 МФЦ, до конца года будет 46, и в 2013 году, я думаю, большинство территорий Москвы будет полностью охвачено такого рода центрами. Там совершенно другая психология у людей, кто там работает, атмосфера другая, квалификация другая. Они не сидят по подвалам где-то, не понятно за дверями, что они там мутят. Там все прозрачно, очевидно, видно и комфортно.
Теперь о более сложных системных проектах в рамках «Открытого региона». Речь идет об открытии информации, о проектах, которые реализует Москва, о сборе предложений населения и контроле за их реализацией. Сегодня открыта информация по 70 тыс. объектов, которые реализуются в Москве, на 150 млрд рублей. Речь идет о том, что мы даем информацию об объекте, который мы реконструируем, ремонтируем или обслуживаем, по подрядчикам, которые там работают, и стоимости работ. То есть любой человек может понять на конкретном объекте, что и кто там делает. О чем идет речь? Речь идет о благоустройстве и содержании дворовых территорий. Это то, с чем любой человек сталкивается каждый день, выходя из дома: ремонт жилых домов, содержание и ремонт дорог, работа поликлиник, работа МФЦ, уличного освещения, светофоров и так далее.
На примере дворов как это делается? Вывешен перечень работ, которые необходимо сделать для эксплуатации двора: сколько раз он должен помыть, сколько раз убрать, с какой периодичностью, когда проводится текущий ремонт и так далее. Если проводится капитальный ремонт, то должен быть проект, стоимость, подрядная организация. Вся эта информация вывешена в свободном доступе. Дальше — какие возможности у гражданина? В случае если нарушено текущее содержание двора или реализация проекта не соответствует тому проекту, который был внесен вначале, человек может сфотографировать и отправить на соответствующий портал, высказать свои конкретные замечания, для того чтобы мы устранили. Более того, он может высказать и предложения, что необходимо сделать дополнительно. Наверное, в общем, это не ноу-хау, когда мы собираем предложения по всем вопросам, но когда собираешь предложения по всему кругу вопросов начиная от климата и заканчивая транспортными проблемами, к сожалению, это не работает совсем. То есть получается огромный мешок всех заявлений, перемешенный, с непонятной технологией исполнения.
У нас максимально конкретизированные порталы, где четко написано, какую проблему ты хочешь решить. Полная открытость этой информации: видно на портале твое заявление, видно фотографию, которую ты послал, и виден ответ, который тебе дают. Причем обязательность ответов, сроки ответов таковы, что с 30 дней по регламенту мы вышли на 8 дней. Но для того чтобы реализовать такие жесткие сроки и такие жесткие регламенты, конечно, потребовалось модернизировать всю систему управления так, чтобы она начинала работать. Ввести персональную ответственность. Никто, тяпкин-ляпкин не может дать гражданину ответ — только первое лицо: глава либо управы, либо окружной дирекции, либо префект, либо руководитель департамента. И помимо народного контроля продолжает работать ведомственный контроль, вневедомственный контроль, который взаимодействует с Административной жилищной инспекцией и так далее. Та публичность, которая есть у портала в интернете, конечно, выставляет напоказ не только достижения, но и глупости и безответственность чиновников, что в общем не редкость.
Можно на примере показать. Гражданин пишет, бабушки пишут коллективное письмо: «Товарищи, граждане нам установили скамеечку, спасибо вам большое. Но наши ножки, к сожалению, до земли не достают». Что пишут в ответ? Глава управы Громов (Е.А.Громов), товарищ Громов пишет: «Уважаемые бабушки, к сожалению, у нас нет стандарта, как эту скамеечку сделать, поэтому мы вам помочь ничем не можем». Следующий курьез. У нас существует контроль за деятельностью киосков, ларьков. Поставили ларьки там, где считает необходимым население, и определили, собственно, направление, функции, чем должен торговать этот ларек. В этом случае он должен торговать печатью, газетами. Вот граждане пишут, что, он дорогие начальники, торгует не газетами, а помидорами. Глава управы ничтоже сумняшеся закрыл помидоры газетами и посылает ответ, что все нормально, мы газетами торгуем. Беспокойный гражданин пишет обратно через некоторое время, говорит, нет, уважаемые граждане, там как были помидоры, так и есть. Но результат таков, что глава района Громов написал заявление: в связи с тем, что не справляюсь со своими полномочиями, меня уволили — привет, Громов. На самом деле это не шутка, это все реальное заявление.
Д.Медведев: И теперь он в этом киоске помидорами торгует?
С.Собянин: Наверное. В другом киоске наверняка. Конечно, такой жесткий контроль — лишение премии, административное и дисциплинарное наказание, увольнение и так далее — начинает постепенно менять, но сменить ментальность московских чиновников непросто. Тем не менее я надеюсь, что первые шаги в этом направлении идут.
Помимо этого, конечно, это имеет колоссальное профилактирующее воздействие, потому что каждый задумается, а отвечать ли ему так, реагировать ли ему так на просьбы населения. Сегодня возникает некоторое доверие граждан к этим порталам, к этим информационным услугам. Сегодня в месяц поступает более 2 тыс. предложений, а 2 тыс. — это примерно каждый шестой московский двор, причем более 70% этих жалоб признается реальными и требующими реагирования и 30% устраняется в течение восьми дней. Задача стоит, чтобы наращивать эту динамику, для того чтобы как можно быстрее, оперативнее и качественнее реагировать на предложения. Но, пожалуй, одним из самых важных элементов этих сервисов является то, что мы собираем предложения по тем проектам, которые мы будем реализовывать в будущем. Так, например, 60% предложений, поступивших в 2011 году, вошли в программу по капитальному ремонту и реконструкции на 2012 год. Сегодня можно констатировать, что это действительно работающий механизм. Пусть это первые шаги, но это реально работающий механизм.
Следующие шаги, которые мы хотим реализовать, — это состыковать федеральный закон об управляющих компаниях, Дмитрий Анатольевич, который Вы в свое время инициировали, и придать к нему такой же сервис, чтобы каждый гражданин по каждой управляющей компании, по каждой ее функции мог внести свои предложения и замечания и они таким же образом могли бы модерироваться, контролироваться, доводиться до логического завершения. Это самострой, который для других регионов, может быть, не так актуален, а для Москвы чрезвычайно актуален... Каждый человек сможет получить возможность сказать: у меня перед окнами кто-то пытается что-то построить, чего мне не нужно. И так далее, и тому подобное.
До конца года, я надеюсь, мы введем электронный атлас Москвы со 100 слоями, где помимо адресов, географии будут обозначены и все московские учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, нажатием на которые можно будет получить дополнительную информацию и дополнительные услуги.
Мы, конечно, работаем не только через свои порталы. Потому что аналогичные порталы создаются в интернете и за счет общественных инициатив. Вы знаете портал «Сердитый гражданин», с которым мы уже начали сотрудничать. Есть такой портал probok.net... Дмитрий Анатольевич, Вы, наверное, помните, на одном из «Открытых Правительств» у нас руководитель этого портала жаловался на то, что Москва не реагирует на его предложения — в этом году половина из 148 их проектов будет реализована. Это порядка 200 км дорог, перепробегов для автомашин. Это действительно эффективное решение, которые мы вместе реализуем с интернет-обществом. Далее мы хотим включить депутатов в эту систему, сделав им электронные приемные, чтобы они собирали жалобы от населения и не только клали себе в тумбочку, а могли сразу же запускать в систему этих порталов, в систему администрирования. Как я сказал, мы находимся, конечно, в начале пути. Я здесь не рассказал обо всем, что мы делаем, а взял только сегмент в части конкретных небольших проектов, касающихся конкретных людей, их нужд и проблем, но тем не менее главный результат этой работы — это решение проблемы, присущей, свойственной, пожалуй, всем крупным городам, всем мегаполисам мира, — отчуждения людей от власти. Дать возможность всему населению, всем москвичам участвовать в управлении городом — это, пожалуй, самый главный результат, к которому мы стремимся, которого мы обязательно добьемся.
Спасибо!
Источник
Рустам Минниханов: «Татарстан готов к реализации самых смелых инициатив в сфере «Открытого правительства» 21.09.2012
Республика Татарстан готова стать пилотным регионом внедрения электронных услуг для бизнеса и граждан в масштабах всей России. Об этом заявил сегодня Президент РТ Рустам Минниханов на форуме «Сочи-2012», выступая на панельной дискусии «Открытый регион». В дискуссии приняли участие Премьер-министр России Дмитрий Медведев, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, министр Российской Федерации Михаил Абызов, главы регионов России.
Президент Татарстана Рустам Минниханов выступил с докладом об опыте использования электронных систем в жизни республики. Как отметил глава РТ, тесное взаимодействие органов власти и общества - основа успешного развития любого региона. В связи с этим, руководством Татарстана определены ключевые критерии открытости региона: качество управления органов исполнительной власти и местного самоуправления, доступность госуслуг, инвестиционный климат и конкурентность бизнес-среды. «Данные критерии стали основополагающими маршрутами «дорожной карты» Открытого Татарстана», - заявил Рустам Минниханов.
Говоря о комплексе мер, направленных на повышение качества управления, Президент РТ рассказал о системе электронного документооборота. «Мы предлагаем ввести электронный документооборот в базовый набор инструментов «Открытого региона», - сказал Р.Минниханов.
Он также сообщил о работе системы «Народный контроль», который охватывает все социально значимые сферы. В информационной системе «Народный контроль» любой житель республики может оставить краткую информацию о проблеме, прикрепить к ней фото, видеофайл, сделать отметку на карте. «Очевидно, что открытый и независимый рейтинг стимулирует работу чиновников и является эффективным инструментом контроля, - заявил Рустам Минниханов. - Мы планируем и дальше развивать «Народный контроль».
Многое делается в Татарстане и для обеспечения доступности услуг. По данным, которые привел Президент РТ, ежемесячно в республике оказывается 1,3 млн госуслуг в электронном виде. Сегодня на Портале госуслуг доступны 132 вида сервисов. Все чаще для оплаты госуслуг используются банковские карты. С их помощью жители республики оплачивают услуги ЖКХ, детских садов, штрафы ГИБДД, не выходя из дома.
Повышению удобства получения госуслуг способствует и Республиканская система межведомственного электронного взаимодействия, созданная для реализации Федерального закона №210 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Президент Татарстана также рассказал о внедрении электронных систем в образовании, здравоохранении, других сферах социально-экономической жизни республики.
Электронные технологии в Татарстане способствуют и удобству бизнес-среды. Для прозрачности и удобства участия в конкурсах на поддержку малого и среднего бизнеса, процедура подачи и рассмотрения заявки была переведена в электронный вид. «Говоря об открытом регионе, не могу не сказать о развитии конкуренции. С 2004 года государственные закупки в республике осуществляются на электронных аукционах. Однако время показало, что этого не достаточно, - сказал Р.Минниханов. - Мы создали систему, обеспечивающую прозрачность результатов закупок по контрактам «второй руки», а также общественный контроль ценообразования в строительной отрасли, системе ЖКХ и на «тарифообразующих» предприятиях».
Рустам Минниханов отметил, что самые востребованные сервисы сегодня – электронная регистрация юридических лиц и электронный нотариат. Между тем, перевод их в электронный вид потребует изменений в федеральном законодательстве.
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич, прошу вас поддержать инициативу Татарстана и выражаю нашу готовность выступить пилотом для внедрения электронных услуг для бизнеса, - обратился Рустам Минниханов к Премьер-министру России. - Татарстан открыт для самых смелых инициатив, открыт для участия наших граждан в принятии решений и их последующей реализации».
Глава Правительства России отметил, что РТ является одним из наиболее продвинутых регионов в развитии IT-технологий и внедрении их в госуправлении. «Татарстан у нас передовик, такой образцовый регион, который давно этим занимается», - сказал Д.Медведев.
Он привел ряд конкретных предложений, которые, по его словам, должны стать предметом озабоченности федеральных и региональных органов власти. Так, по мнению Дмитрия Медведева, в первую очередь важно создать разумную рабочую систему приема обращений граждан. «Структуризация обращений – важнейшая вещь, чтобы люди понимали, куда им идти, на какой сайт. Тогда люди смогут получать качественную услугу», - уверен Премьер-министр РФ.
«Вторая тема – просвещение. Ничего не получится, пока люди не поймут, что они смогут пользоваться предоставляемыми им услугами. И эта миссия целиком полностью лежит на Правительстве РФ и властях регионов», - считает Дмитрий Медведев.
По его словам, руководству страны нужно попытаться состыковать основы права, касающегося обычной жизнедеятельности, и новые подходы. И в этой сфере предстоит еще очень многое сделать.
«Нам критически важно создать систему электронной идентификации человека в стране», - подчеркнул Д.Медведев. Он дал поручение министру связи и массовых коммуникаций РФ Николаю Никифорову провести с регионами совещание по вопросам внедрения универсальной электронной карты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий