понедельник, 22 ноября 2010 г.

Лариса Иванова: "Фантастической реальности" - 20 лет

В этом году исполняется 20 лет городскому народному театру "ФАНТАСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ". Он был создан 5 декабря 1990 года при двух организациях- учредителях: отделом культуры г.Сыктывкара и республиканским центром народного творчества.

Начало было многообещающим. На сцене областного совета профсоюзов по ул. Бабушкина, 4 мы показали спектакль по повести Н.В.Гоголя "Шинель". Потом этот спектакль был признан одним из лучших на тогда ещё всесоюзном фестивале народного творчества в Северодвинске. Стержнем и человеком, который, собственно, и сочинил наш театр, был Юрий Васильевич Клепиков. Но в 1991 году ему предложили учиться в ГИТИСе (сейчас он ведущий режиссёр театра Армена Борисовича Джигарханяна), и наша "ФАНТАСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ", не успев начаться, вдруг оказалась обезглавленной.

Поверить в то, что вот так, неожиданно, всё закончится, было выше сил, и в августе 1991 года, на свой страх и риск, я (тогда студентка первого курса Пермского Государственного Института Культуры и Искусства) возглавила театр. Конечно, в меня никто не верил, поэтому в 1993 году ГЦНТ вышел из учредителей, и нас попросили освободить помещение. На наше место въехала Светлана Гениевна Горчакова и воплотила там свою мечту. Она создала совершенно уникальный коллектив: со своими неповторимыми голосами, очень зрелищными, невероятно красивыми спектаклями...


А наши скромные пожитки покидали на грузовик и отправили в подвал по адресу Чернова, 20. Там располагался народный театр "ЭСКИЗ" (тоже оставшийся в подвешенном состоянии из-за отсутствия руководителя). Подвал с зелёными стенами, рыжими полами, высотой потолков меньше двух метров, крысами, гнилыми трубами, столовой наверху с вечным топотом свадеб по субботам привёл нас в полное отчаянье. Но, как говорится, "Театр умер - да здравствует, театр!" Постепенно пришло понимание и видение того, что надо делать.

После большой, настоящей театральной сцены, где мы учились правильно прибивать половик, вешать одежду сцены, где я знала, как называется каждый фонарь, где был световой пульт с четырьмя режимами, зал на четыреста с лишним мест, где родился наш первый, серьёзный спектакль "ОРКЕСТР" по пьесе Жана Ануя, в подвале на Чернова пришлось не просто начинать с нуля, а постепенно, погрузившись в лабораторный поиск, нащупывать свой стиль, выучить новый, незнакомый язык камерного, почти комнатного театра.

Не буду углубляться в подробности и рассказывать о том, как мы осваивали вверенные нам пространства...Все помнят, что было в 1993-1994 годы. Зарплату не платили, денег на постановку не давали. Тем не менее, каждый год у нас была премьера. В 1994 году премьеру "МОЦАРТ и САЛЬЕРИ" А.С. Пушкина мы отыграли на фестивале любительских театров в Ухте, получили хорошую критику, диплом "за лучшую режиссуру" (в состав жюри входили Пётр Попов, тогда профессор РАТИ, и известный театральный режиссёр Вадим Шрайбер). В Сыктывкаре спектакль мы смогли показать один раз (!) на сцене колледжа культуры… Потом были "СТУЛЬЯ" Эжена Ионеско, и опять премьера на ухтинской сцене, после - подробное обсуждение и полный разгром…

Вернулись мы в свой подвальчик и продолжили поиск. В 1996 наши "СТУЛЬЯ" уже были в афише фестиваля профессиональных театров "АРСЯ КОМИ РЫТЪЯС", а в 1998 году первые зрители пришли к нам на Чернова,20. Мы открылись спектаклем "ПИКОВАЯ ДАМА" по повести А.С.Пушкина. Признаюсь, что с этой работы для меня не просто откроется великая тайна театра, но и осознание того, какой это мощнейший инструмент воздействия!

Не смогу забыть, как в 2004 году, после победы на всероссийской театральной олимпиаде, нас пригласили с гастрольным туром в Латвию. Мы приехали в небольшой городок Балви, ещё с советских времён, там проживало много русских семей. Добрались под вечер, на монтировку оставалось очень мало времени, начало спектакля задерживалось почти на час! Я, подготовив в уме несколько оправдательных предложений, вышла в фойе, чтобы принести извинения за задержку, и увидела двести с лишним человек, которые стоят в абсолютной тишине и ждут, когда их пригласят в зал… На мгновенье мне показалось, что я теряю нить реальности... Что это? Где мы уже так стояли? В бесконечных очередях? В ГУЛАГах? В одно сердцебиение они стали родными! Играли Даниила Хармса, "ЕЛИЗАВЕТУ БАМ". Так, как в тот вечер мы, пожалуй, никогда не играли. Весь трагический подтекст этой пьесы выпрыгнул на первый план, сам воздух был наполнен болью людей, лишённых родины, языка, привычной и понятной им жизни... В финале спектакля, когда героиню уводят энкэвэдэшники, все встали…Многие плакали. Я сама, стоя за кулисами, не могла сдержать слёз. Как одна и та же история, может звучать так по - разному? О чём мы на самом деле говорили в тот вечер? Наши латышские друзья, когда мы ехали обратно, недоумевали: ведь накануне мы играли этот спектакль в Екабпилсе, и там люди от смеха со стульев падали.

Но вернусь в 1998-ой. Мы с упоением играли "ПИКОВУЮ ДАМУ" и несколько сказок для детей, которые, к слову сказать, сочиняла наша актриса Ирина Кечаева (музыку писали наши сыктывкарские композиторы). Зрители, волею судьбы, посетившие наш театр в то время, до сих пор при встречах говорят слова благодарности. Бальзам на душу! Вот, думаешь, и на наших сказках выросли их дети...

Мы были настоящим театром до декабря 2000 года. А потом появились пожарные, предъявили нам постановление, в котором говорилось, что зрелищные заведения не имеют права располагаться в подвальных помещениях. Нас закрыли. С этого дня для нас наступила другая реальность...Сначала мы обращались к чиновникам самого разного уровня, говорили, убеждали, доказывали. На одном письме был флажок от Ивана Егоровича Кулакова, где он просил разобраться в сложившейся ситуации, но закончилось все малоприятным разговором, в котором нам популярно объяснили, что подвал нужен столовой под овощехранилище.

Происходило всё это в канун Нового года, мы готовили театрализованное представление на Стефановской площади, и опечатанные двери театра открыли для репетиций. Благодаря этому обстоятельству, мы смогли завершить начатую работу над спектаклем по пьесе Эжена Ионеско "МАКБЕТ".

С этим спектаклем, тоже связана интересная история. Если помните, в пьесе Шекспира идёт жестокая борьба за власть. Ионеско доводит трагедию до полного абсурда: его персонажи лишены человечности, это слепые марионетки, попадающие в ловушки, расставленные ведьмами. Играли спектакль в помещении бывшего ночного клуба "ДАЙМОН", что в парке им.С.М.Кирова. На представление был приглашён новый Глава - он пришёл и честно отсидел первое действие. На сцене разгорались нешуточные страсти, одного тирана, путём заговора и убийства, сменял другой тиран, а я в это время за кулисами беседовала с Главой в окружении его свиты. Что театр - это зеркало, отражающее жизнь, я знала ещё с института, но чтобы до такой степени...

Надо отдать должное Владимиру Александровичу — он, пусть и не предложил никаких вариантов, но пообещал, что нас не выставят на улицу, пока не найдётся нового помещения. В подвешенном состоянии мы пребывали до конца февраля 2004 года.

Потом, благодаря Сергею Михайловичу Катунину (единственному, к слову сказать, градоначальнику, который пытался решить нашу проблему), мы переехали в отдельно стоящий домик по ул. Коммунистической 67а. Бывший хоккейный клуб напоминал открытое всем ветрам птичье гнездо, но это было место, где мы смогли снова встречаться со зрителем, регулярно показывать спектакли. Там мы восстановили спектакль по Д.Хармсу "ЕЛИЗАВЕТА БАМ", отыграли премьеру по пьесе Сары Кейн "ПСИХОЗ 4:48". Оттуда ездили на гастроли в Кострому, Москву и Латвию. В 2006 году после серьёзного профессионального отбора попали в афишу московского международного театрального фестиваля "НОВАЯ ДРАМА".

А потом оказалось, что земля под птичьим гнездом - продана. Время шло, мои отношения с начальницей управления культуры окончательно испортились (видимо, потому, что не научилась я сгибаться подобострастно). Управление культуры отказывалось заключать договоры на подачу электроэнергии, воды, тепла. В общем, надеялись на то, что мы разбежимся. Я, будучи директором Центра досуга и кино "ОКТЯБРЬ", сама ходила по всем инстанциям, и, в конце концов, нам давали тепло, воду, свет... В один прекрасный зимний вечер позвонила дама из управления и срывающимся голосом сказала, что через два дня приедут экскаваторы и всё снесут - бегите,спасайте своё барахло...


Экскаваторы приехали, но только через два года. А нам тогда пришлось срочно перевозить вещи из отключенного от тепла и света домика, в помещение бывшего спортивного клуба "ВИКТОРИЯ" по ул. Ленина 89. Зловонные гейзеры канализации и горячей воды из прогнивших труб встретили нас. Там не то что репетировать - находиться более пяти минут было невозможно. Честно скажу, тогда я сдалась...

Но надо знать этих людей - людей из "ФАНТАСТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ"! Поэтому, вопреки реальности, мы репетируем новый спектакль. 5 декабря, в день нашего рождения, мы намерены провести открытую репетицию. Посмотрим, что из этого выйдет...


Комментариев нет:

Отправить комментарий