суббота, 20 ноября 2010 г.

Дмитрий Беляев: "В Коми создаётся «электронное правительство»"

Давно уделяю довольно много внимания темам внедрения и использования информационных технологий в самых разных областях жизнедеятельности человека. Так исторически сложилось .

Кроме того, что занимаюсь этим профессионально, так уж получилось, что в последний год достаточно много высказывал своих мнений не только по информатизации сферы образования или коммерческих организаций, но и относительно применения современных информационных технологий и информационных систем в работе государственных органов исполнительной власти.

Начало было положено на этой онлайн-конференции.

Затем были статьи — см., например, эту статью, которую уже называют «хрестоматийной». Также многие вопросы обсуждались на форуме в одной из тем, которая фактически «при жизни стала исторической» .


После был ещё ряд статей/тезисов/мнений (их достаточно в блоге, который вы сейчас читаете, посмотреть статьи по тегу «коми» — см. в правой боковой панели раздел «Метки»; или - см. рубрику «Информатизация»). Либо посмотрите раздел 1.5. здесь.

Если говорить о прошедшем годе, то многое в Коми изменилось с тех пор.

Пришёл новый Глава республики, и вместе с ним пришли новые тенденции, веяния, управленческие технологии и, наконец, начали активно развиваться проекты «электронного правительства» и «электронного гражданина».

Я безумно рад, что Вячеслав Михайлович Гайзер резко прекратил в республике этап «пофигизма» к информационным технологиям со стороны властей. Начал Глава с того, что назначил на ИТ-направление адекватного, конструктивного во всех отношениях и весьма профессионального ИТ-менеджера, который в очень сжатые сроки сумел запустить процессы построения этого пресловутого «электронного правительства» в Коми (насколько известно, обещали это многие, но результата как не было, так и не было).

С мая месяца, когда был назначен Александр Васильевич Селютин на республиканское ИТ-направление, прошло по календарным меркам не так уж и много времени. Однако импульс, который был придан им по практически всем необходимым векторам развития ИТ-сферы в Коми, значителен.

Одним из важнейших векторов работы новой команды является и активное вовлечение в процессы информатизации региона вузовского сообщества (экспертов-консультантов, аспирантов, магистрантов, студентов старших курсов).

Особую роль в этих процессах сейчас играет и Сыктывкарский государственный университет (Факультет информационных систем и технологий), к чему я, собственно, стремился последние год-полгода.

Сфера высшего образования любого региона должна способствовать развитию общества по тем или иным направлениям. Это априори.

Странно, что в Коми к этому пришли только с приходом нового Главы. До Гайзера всем было (извините) «по барабану», что в Коми есть свой, собственный университет, который способен реализовывать на профессиональном уровне проекты по информатизации и информационной безопасности не хуже центральных московских и питерских вузов.

Если говорить об информатизации, то в Коми именно СыктГУ (кто хочет, может поспорить) является новатором по всем направлениям информационно-технологического развития современного общества (и, в частности, в плане анализа и моделирования бизнес-процессов, а также информационной безопасности).

В настоящее время реализуется проект построения инфраструктуры того самого «электронного правительства», которое в недалёком будущем станет неотъемлемым элементом существования общества.

Мы сейчас занимаемся созданием «Регламента организации делопроизводства на базе системы электронного документооборота в Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми». Фактически он (документ) уже создан и проходит согласование на разных уровнях. Работы осуществляет группа экспертов под руководством В.В. Бабенко, заведующего кафедрой информационных систем в экономике Факультета информационных систем и технологий СыктГУ.

Виктор Васильевич Бабенко является известным специалистом в области описания, анализа и моделирования бизнес-процессов. Думаю, республика Коми в значительной степени выиграла на долгосрочную перспективу, поскольку в работе над созданием технологий «электронного правительства» принимает участие именно В.В.Бабенко.

Вместе с тем (и это хотелось бы подчеркнуть особо; возможно, повторюсь) конструктивное сотрудничество было бы невозможно, если бы Вячеслав Михайлович не привлёк в качестве главного модератора процесса (информатизации) Александра Васильевича, который, в свою очередь, не организовал бы ориентированную на конкретный и измеримый результат работу по проектам «электронного правительства».

… Фактически впервые за последнее десятилетие региональная власть обратила внимание на «находящийся под боком» университет, который обладает всем спектром необходимых ресурсов (в т.ч. научно-техническим экспертным потенциалом) в части ИТ. Ресурсы должны быть востребованы. Это правильно. Это логично. И это стратегически оправданно. Прежде всего, для самой республики Коми…

В заключение приведу маленький пример как-бы «не в тему».

За долгие годы существования ГУ РК «Центр информационных технологий» (ЦИТ) я как доцент и декан профильного факультета (вот уже 2,5 года как) ни разу (!) там не был. Меня туда, просто-напросто, никто не приглашал.

Складывалось впечатление, что СыктГУ существует «сам по себе», а информатизация Коми «сама по себе».

В то же время, после недавнего назначения Виталия Потапова директором ЦИТа, я уже на днях там побывал (по приглашению В.В. Потапова). Мы обсудили массу вопросов. Начиная от банальных в общем-то задач организации мест практики (в принципе, это было так или иначе и при предыдущих директорах) и заканчивая стратегическими «протоколами о намерениях», которые мы «заключили» по многим направлениям.

Что это за направления и что это за «протоколы», пока умолчу.

Но — сам факт! Нас рассматривают как партнёров! Наших выпускников рассматривают как основной источник формирования кадрового потенциала «информатизаторов Коми». Наши экспертные компетенции востребованы. И т.д…

Многое пока рассказать не могу. Но в целом — всё складывается так, чтобы Коми только выиграла в долгосрочной перспективе в сфере информатизации.

Надеюсь, что уже никто и ничто не помешает нашему нормальному (во всех отношениях) партнёрству, в т.ч. и в контексте проектов, связанных с построением «электронного правительства» региона.

Всё у нас (у всех) получится. Кто-то сомневается?

P.S. Есть два варианта развития событий. Один – вперёд. Другой – неправильный. Мы выбираем первое.

2 комментария:

  1. Немного выскажу свое мнение, как человека можно сказать не совсем далеко от информационных технологий, будущего социолога и как просто рядового жителя республики. Так сказать мысль с той стороны "баррикад". Долгое время в Коми разговоры о построении "электронного правительства" просто были кулуарными разговорами. И в этом Вы правы, что с приходом нового Главы коэффициент открытости органов власти республики повысился. Информация о деятельности депутатов, чиновников, подчиненных им министерств и ведомств стала более доступна для рядового жителя нашей республики. Но...читая все Ваши высказывания и статьи, обсуждения по построению информационного общества смущает один момент. Мне так кажется, что сегодня само общество, сам народ и сам рядовой гражданин исключен из процесса построения того самого "электронного правительства" и открытого информационного общества. Мне это всё напоминает ситуацию, когда чиновники сами для себя пытаются построить то, с чем потом им и работать. Получится ли в этой ситуации построить нормальное ОТКРЫТОЕ информационное общество? Будут ли в этой системе устойчивыми связи между чиновниками и простыми гражданами? Иначе для кого делается всё это? Пока я не вижу, чтобы общественность привлекали к построению этого самого открытого общества. Не вижу, чтобы хоть одного блогера пригласили к этому, ни одного редактора Интернет-СМИ, ни просто рядовых граждан, которым, извините, не пофигу на то, что происходит вокруг. А по поводу внедрения уже созданных в Коми каких-то элементов ЭП, так достаточно посмотреть на то, что республика Коми ежемесячно после запуска Портала госуслуг теряет рейтинг среди субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства, в том числе занимает 8!!! место среди регионов СЗФО. Т.е. получается, что ПГУ запустили, а продвижения нет никакого. После запуска ПГУ небыло ни одной контруктивной статьи, а для чего и кому это надо. Уверен, что посещаемость и популярность самого ПГУ очень низкая.

    ОтветитьУдалить
  2. ИТ-стратегия России: как изменится облик страны за 10 лет
    http://corp.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/11/19/416660

    ОтветитьУдалить